Эксплуатация электромобиля: особенности

Эксплуатация электромобиля: особенности

Содержание статьи

Электромобили стремительно завоевывают города. С их совершенствованием и появлением все большего числа зарядных станций даже отъявленные скептики начинают присматриваться к новым моделям электрокаров и задумываться о переходе на EV. Перед тем, как покупать электромобиль, полезно узнать обо всех особенностях его эксплуатации.


Чем отличается управление электромобилем от авто с ДВС

Технически в управлении электромобилем нет ничего сложного, и оно ничем не отличается от езды на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания и автоматической коробкой передач или бесступенчатым вариатором. В начале эксплуатации непривычно отсутствие необходимости нажимать какие-либо кнопки для запуска двигателя (кнопка Start бывает не на всех электромобилях) и бесшумность работы. В электрокаре нет даже тахометра — понять, что машина работает и готова ехать, можно только по индикации на приборной панели. В остальном все привычно — перевели селектор режимов трансмиссии в положение D, удерживая ногу на педали тормоза, затем нажали на педаль акселератора и электромобиль поехал.


Те, кто пересаживается на электрокар с бензинового или дизельного автомобиля, всегда отмечают гораздо более быстрый разгон машины на электротяге. Электрокары обладают огромным крутящим моментом, и весь он доступен сразу — без раскрутки до определенных оборотов, как в случае с ДВС. Это необходимо учитывать, чтобы с непривычки не попасть в аварийную ситуацию.

Еще одна особенность эксплуатации электромобиля — возможность езды «в одну педаль». Электрические автомобили имеют режим рекуперации. При сбросе газа или торможении машина эффективно тормозит двигателем (уровень рекуперации в некоторых электрокарах можно регулировать). В этом режиме энергия вращения колес превращается в электроэнергию, которая заряжает батарею. Благодаря этому из-за эффективного замедления при езде в городском режиме можно не пользоваться педалью тормоза.


Эксплуатация электрокара

‎Zeekr 007


Эксплуатация электромобиля зимой

При езде на электромобиле в холодное время года нужно учитывать особенности эксплуатации, диктуемые холодом. Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы электрокаров в зимнее время — снижение емкости аккумулятора и уменьшение запаса хода. Но есть и другие.

  • Снижение емкости батареи и скорости её зарядки. При минусовых температурах способность аккумуляторов накапливать заряд существенно снижается. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже протекают электрохимические реакции внутри ячеек литий-ионного аккумулятора. Из-за этого скорость зарядки может падать. Соответственно увеличивается и необходимое для зарядки время. Поэтому, при эксплуатации зимой заряжать машину придётся чаще, чем летом.
  • Непредсказуемый запас хода. Реальный запас хода электрокара зимой гораздо меньше заявленного в технических характеристиках. Помимо температуры за бортом на пробег влияют многочисленные дополнительные потребители энергии, которые чаще и интенсивнее работают в зимнее время: отопитель салона, фары, стеклоочистители и стеклоомыватели, обогревы и обдувы стекол, подогрев сидений, подогреватели батареи, системы стабилизации и так далее. Все они существенно увеличивают расход энергии и в итоге пробег на одной зарядке при эксплуатации зимой может оказаться вдвое меньше, чем летом.
  • Необходимость прогрева батареи. Системой активной терморегуляции (зимой она подогревает, а летом — охлаждает батарею) сегодня оснащаются все электрокары среднего и премиального ценовых сегментов. Подогрев поддерживает рабочую температуру аккумуляторных ячеек, обеспечивая их корректную работу как при пополнении, так и при отдаче электроэнергии. Прогрев «от розетки» (когда автомобиль стоит на зарядке) позволяет не только добиться оптимальной температуры аккумулятора, но и нагреть перед поездкой до комфортного состояния салон, не расходуя при этом накопленный заряд. Поэтому, при эксплуатации зимой на долгую (ночную) стоянку электрокар лучше оставлять там, где есть возможность подключить его к источнику тока.
  • Ограничение мощности. Когда заряд батареи падает слишком сильно (это может происходить в случаях сильных морозов) электроника ограничивает выдаваемый аккумулятором ток, а значит, и мощность электромотора. То есть электромобиль, который летом радовал своей разгонной динамикой, в сильные морозы может разгоняться ощутимо медленнее.
  • Опасность замерзания аккумулятора. При длительном простое в сильный мороз без периодического автономного прогрева или подключения к розетке, температура батареи может снизиться до отметки, при которой протекание электрохимических реакций в ней будет невозможно. Электромобиль нельзя будет ни зарядить, ни запустить. Придется вызывать эвакуатор и перемещать электрокар в тепло, чтобы он отогрелся и вновь был готов к эксплуатации.
  • Низкая температура в салоне. Электромотор гораздо эффективнее двигателя внутреннего сгорания, он превращает в полезную работу до 95 процентов энергии. Но у этого есть побочный эффект: тепла, выделяемого электрическим силовым агрегатом, недостаточно для обогрева салона. Поэтому, при эксплуатации в зимнее время электромобилю необходим дополнительный отопитель. А он, в свою очередь, потребляет много энергии, что сказывается на запасе хода.

Купить электрические электромобили в Москве в Neocars

M-Hero 917


Эксплуатация электрокара в теплое время года

Некоторые автовладельцы не эксплуатируют свои электромобили в зимнее время, чтобы не переживать из-за слишком быстрой потери заряда аккумулятора в холодную погоду. Но важно иметь в виду, что у батарей электрокаров есть не только нижний, но и верхний температурный рубеж, за которым они теряют эффективность.

Литий-ионные и железо-фосфатные батареи лучше всего эксплуатировать при определенных температурах, в идеале — от 20 до 30 градусов. По оценкам технологической компании HERE, занимающейся разработкой программных и технических решений для электрокаров, при температурах свыше 35 градусов Цельсия запас хода электромобиля может сократиться на 15%.


Очень жаркая погода, как и холод, оказывает значительное влияние на электрокар — как на запас хода, так и на состояние батареи. При высокой температуре аккумуляторы электромобилей работают хуже, поскольку электроны в них движутся медленнее, снижается количество доступной энергии.

Защита батареи электромобиля от перегрева осуществляется при помощи систем терморегуляции активного и пассивного типа. Но это когда электрокар едет и все его системы работают. А что если он припаркован?


Cтоимость эксплуатации электромобиля

В электромобиле HiPhi X


Любой автомобиль — будь то электрокар или машина с ДВС — накапливает тепло, когда его ставят на стоянку под прямыми солнечными лучами. Это тепло передается и батарее. Плюс, когда вы сядете в машину, то естественно включите на полную мощь кондиционер, чтобы быстрее охладить салон. Ни то, ни другое не способствует сохранению заряда аккумулятора. Поэтому лучше всего парковать электромобиль в тени.

Когда речь идет об эксплуатации и зарядке EV в жаркую погоду, идеальным вариантом является зарядка ночью. Ночная зарядка позволяет избежать сильной жары и снизить нагрузку как на электросеть, так и на саму батарею электромобиля. А с учетом ночных тарифов на электроэнергию, ночная домашняя зарядка обходится еще и дешевле любых городских зарядок, хоть она и не быстрая.

Еще одна рекомендация для жаркого климата — не пренебрегать подготовкой электромобиля к выезду. Если за некоторое время до поездки вы запустите кондиционер, пока электрокар еще не отсоединен от розетки, то не потратите заряд батареи на охлаждение салона до комфортной температуры. И вам не придется часто включать кондиционер во время движения.


Как и в случае с автомобилем, работающим на бензине, стиль вождения также влияет на состояние батареи при эксплуатации в жаркую погоду. Резкие ускорения увеличивают потребность в энергии, а резкие торможения снижают эффективность системы рекуперативного торможения электромобиля. Уменьшите скорость, и ваш аккумулятор будет вам благодарен.

Эксплуатация электромобиля в Москве

Zeekr FR


Универсальные рекомендации при эксплуатации электромобиля

Вне зависимости от времени года владельцу электромобиля нужно помнить о нескольких нюансах его эксплуатации:

  • Выбрать правильные шины. Лучше отдавать предпочтение покрышкам, которые выпущены специально для автомобилей на электрической тяге. Они имеют меньшее сопротивление качению, что снижает расход энергии и позволяет системе рекуперации работать максимально эффективно. Если выбирать приходится среди неспециализированных шин, стоит ориентироваться на показатель топливной эффективности — его указывают на стикере, который приклеивают к новой покрышке.
  • Следить за состоянием защитного кожуха батареи. У большинства современных электромобилей аккумуляторы размещены в самой «грязной» зоне — под днищем. Зимой кожух изолирует аккумулятор от солей и снега, а летом обеспечивает герметичность при преодолении водных препятствий. Перед осмотром днище обычно моют, и это пойдёт только на пользу. Отсутствие отложений и грязевых «сталактитов» способствует поддержанию корректных температурных режимов при эксплуатации электрокара.
  • Хранить электромобиль в комфортных условиях. Лучше всего хранить и заряжать его в закрытом гараже или на подземной парковке. Летом это поможет избежать излишнего нагрева, а зимой убережёт машину от переохлаждения. Наиболее подходящим будет отапливаемый паркинг со стабильной температурой, но подойдёт и «холодный» вариант — в нём перепад температур будет хоть и ощутимым, но не таким резким, как под открытым небом.

Эксплуатация электромобиля в России

Lotus Eletre


 
Электромобили и гибриды с гарантией в Neocars
ZEEKR 001
Электромобиль
ZEEKR 001
Мощность электромотора 789 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
YANGWANG U9
Электромобиль
YANGWANG U9
Мощность электромотора 1305 л.с.
Запас хода 450 км
Емкость батареи 80 кВт
Смотреть
LI L7
Гибрид
LI L7
Мощность электромотора 449 л.с.
Запас хода 1421 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
LOTUS ELETRE
Электромобиль
LOTUS ELETRE
Мощность электромотора 918 л.с.
Запас хода 560 км
Емкость батареи 112 кВт
Смотреть
HIPHI Z
Электромобиль
HIPHI Z
Мощность электромотора 672 л.с.
Запас хода 705 км
Емкость батареи 120 кВт
Смотреть
YANGWANG U8
Гибрид
YANGWANG U8
Мощность электромотора 1196 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 49,05 кВт
Смотреть
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Гибрид
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Мощность электромотора 816 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 65,9 кВт
Смотреть
LI L9
Гибрид
LI L9
Мощность электромотора 544 л.с.
Запас хода 1412 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
Polar Stone 01 (JISHI)
Гибрид
Polar Stone 01 (JISHI)
Мощность электромотора 475 л.с.
Запас хода 1338 км
Емкость батареи 56.1 кВт
Смотреть
AITO M7
Гибрид
AITO M7
Мощность электромотора 455 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M5
Гибрид
AITO M5
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1265 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M9
Гибрид
AITO M9
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1239 км
Емкость батареи 52 кВт
Смотреть
IM LS6 Zhiji
Электромобиль
IM LS6 Zhiji
Мощность электромотора 787 л.с.
Запас хода 702 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM LS7 Zhiji
Электромобиль
IM LS7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 625 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM L7 Zhiji
Электромобиль
IM L7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 615 км
Емкость батареи 90 кВт
Смотреть
HIPHI X
Электромобиль
HIPHI X
Мощность электромотора 598 л.с.
Запас хода 550 км
Емкость батареи 97 кВт
Смотреть
 

Обслуживание и ремонт

Периодическое техническое обслуживание электромобилей мало чем отличается от ТО автомобилей с ДВС — только интервалы его больше. Что нужно делать:

  • Общая проверка, протяжка подвески, регулировка схода-развала — каждые 10 тыс. км;
  • Замена антифриза — 30-40 тыс. км;
  • Замена масла в редукторе — 30 тыс. км или чаще в условиях повышенных нагрузок и интенсивной эксплуатации.

Электромобили в целом надежнее и реже ломаются по сравнению с автомобилями с ДВС. Это объясняется отсутствием у них целого ряда агрегатов и механизмов — в электрокаре меньше движущихся частей, гидроузлов, деталей, подверженных воздействию высоких температур, агрессивных сред и повышенного давления.

Как и в случае с обычным автомобилем, при эксплуатации электрокара необходимо следить за состоянием элементов подвески. С учетом того, что электромобили тяжелее обычных машин того же класса, их подвеска подвергается большим нагрузкам. И хотя сам по себе ремонт подвески можно выполнить практически на любом сервисе, остается вопрос с запчастями — далеко не все можно найти в наличии и велика вероятность, что придется долго ждать заказанные детали из-за рубежа.


Также для электромобилей не редкость проблемы с электрикой и сбои в работе программного обеспечения.

Особенности эксплуатации электромобиля  

Помимо того, что для эксплуатации электромобиля вам необходима авторизация (мастер-аккаунт или привязанный к нему дополнительный аккаунт), управление почти всеми функциями электрокара происходит через центральную операционную систему. В некоторых машинах нет даже ручной регулировки воздуховодов — все работает через сенсорный экран. ПО сложное и не всегда стабильное, в наших условиях еще и требует русификации, которая выполняется на страх и риск владельца с помощью неофициальных прошивок.

Проблемы в ПО устраняются обновлением прошивки — по воздуху через интернет или, если это невозможно, у дилера. Для этого у дилера должна быть налажена связь с заводом или местным поставщиком. Так как большинство электромобилей зарубежного производства ввозятся в Россию по параллельному импорту, официальных таких каналов нет, и далеко не каждый продавец способен помочь с ремонтом.

Более того, случайное автоматическое обновление прошивки на территории России может превратить электромобиль в «кирпич», поэтому автоапдейты обычно отключают. Но для этого необходим доступ к инженерному меню, то есть самостоятельно сделать это не получится — только через дилера.


Неисправности в электрике могут быть чреваты очень серьезными последствиями.

Чем отличаются условия эксплуатации шин на электромобилях

Yangwang U9


Электрика большинства автомобилей на электротяге не подготовлена к эксплуатации в условиях суровых российских зим с постоянными перепадами температур и обилием агрессивных химических реагентов на дорогах. У тех электромобилей, что ввезены без дополнительной защиты электрических соединений, проблемы начинаются уже в первую зиму. Высоковольтные контакты ускоренно окисляются, их изоляция разлагается и перестает выполнять свои функции, контакты перегорают. В лучшем случае у электрокара «отвалятся» некоторые функции или пропадет тяга. В худшем — произойдет короткое замыкание и запустится неконтролируемый тепловой разгон батареи, что приведет к пожару. Потушить охваченный пламенем электромобиль практически невозможно — вам останется только наблюдать за эффектным зрелищем с безопасного расстояния.

Более подробно узнать обо всех нюансах эксплуатации электрического автомобиля или гибрида и провести тест-драйв понравившейся модели вы можете в автосалоне Neo Cars. Мы продаем электромобили и гибриды ведущих китайских брендов с собственной гарантией, подготовкой к российским условиям эксплуатации (антикор и защита электрических соединений), русификацией и сервисным обслуживанием. В нашем салоне вы можете купить Lixiang L9, Zeekr 001, Yangwang U8, Lixiang L7, Lotus Eletre, Dongfeng M-Hero 917, и др. У нас вы также можете приобрести и заказать установку зарядной станции под ключ.

 
Автосалон Neocars
4 апреля, 2024

Нужна помощь в подборе электромобиля?

Оставьте заявку

и мы перезвоним вам в течении 15 минут

Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вам также может быть интересно
Тестовый заголовок
Мы используем куки [cookies], чтобы улучшить ваш опыт использования нашего сайта.