Эксплуатация электромобиля: особенности
Электромобили стремительно завоевывают города. С их совершенствованием и появлением все большего числа зарядных станций даже отъявленные скептики начинают присматриваться к новым моделям электрокаров и задумываться о переходе на EV. Перед тем, как покупать электромобиль, полезно узнать обо всех особенностях его эксплуатации.
Чем отличается управление электромобилем от авто с ДВС
Технически в управлении электромобилем нет ничего сложного, и оно ничем не отличается от езды на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания и автоматической коробкой передач или бесступенчатым вариатором. В начале эксплуатации непривычно отсутствие необходимости нажимать какие-либо кнопки для запуска двигателя (кнопка Start бывает не на всех электромобилях) и бесшумность работы. В электрокаре нет даже тахометра — понять, что машина работает и готова ехать, можно только по индикации на приборной панели. В остальном все привычно — перевели селектор режимов трансмиссии в положение D, удерживая ногу на педали тормоза, затем нажали на педаль акселератора и электромобиль поехал.
Те, кто пересаживается на электрокар с бензинового или дизельного автомобиля, всегда отмечают гораздо более быстрый разгон машины на электротяге. Электрокары обладают огромным крутящим моментом, и весь он доступен сразу — без раскрутки до определенных оборотов, как в случае с ДВС. Это необходимо учитывать, чтобы с непривычки не попасть в аварийную ситуацию.
Еще одна особенность эксплуатации электромобиля — возможность езды «в одну педаль». Электрические автомобили имеют режим рекуперации. При сбросе газа или торможении машина эффективно тормозит двигателем (уровень рекуперации в некоторых электрокарах можно регулировать). В этом режиме энергия вращения колес превращается в электроэнергию, которая заряжает батарею. Благодаря этому из-за эффективного замедления при езде в городском режиме можно не пользоваться педалью тормоза.
Zeekr 007
Эксплуатация электромобиля зимой
При езде на электромобиле в холодное время года нужно учитывать особенности эксплуатации, диктуемые холодом. Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы электрокаров в зимнее время — снижение емкости аккумулятора и уменьшение запаса хода. Но есть и другие.
- Снижение емкости батареи и скорости её зарядки. При минусовых температурах способность аккумуляторов накапливать заряд существенно снижается. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже протекают электрохимические реакции внутри ячеек литий-ионного аккумулятора. Из-за этого скорость зарядки может падать. Соответственно увеличивается и необходимое для зарядки время. Поэтому, при эксплуатации зимой заряжать машину придётся чаще, чем летом.
- Непредсказуемый запас хода. Реальный запас хода электрокара зимой гораздо меньше заявленного в технических характеристиках. Помимо температуры за бортом на пробег влияют многочисленные дополнительные потребители энергии, которые чаще и интенсивнее работают в зимнее время: отопитель салона, фары, стеклоочистители и стеклоомыватели, обогревы и обдувы стекол, подогрев сидений, подогреватели батареи, системы стабилизации и так далее. Все они существенно увеличивают расход энергии и в итоге пробег на одной зарядке при эксплуатации зимой может оказаться вдвое меньше, чем летом.
- Необходимость прогрева батареи. Системой активной терморегуляции (зимой она подогревает, а летом — охлаждает батарею) сегодня оснащаются все электрокары среднего и премиального ценовых сегментов. Подогрев поддерживает рабочую температуру аккумуляторных ячеек, обеспечивая их корректную работу как при пополнении, так и при отдаче электроэнергии. Прогрев «от розетки» (когда автомобиль стоит на зарядке) позволяет не только добиться оптимальной температуры аккумулятора, но и нагреть перед поездкой до комфортного состояния салон, не расходуя при этом накопленный заряд. Поэтому, при эксплуатации зимой на долгую (ночную) стоянку электрокар лучше оставлять там, где есть возможность подключить его к источнику тока.
- Ограничение мощности. Когда заряд батареи падает слишком сильно (это может происходить в случаях сильных морозов) электроника ограничивает выдаваемый аккумулятором ток, а значит, и мощность электромотора. То есть электромобиль, который летом радовал своей разгонной динамикой, в сильные морозы может разгоняться ощутимо медленнее.
- Опасность замерзания аккумулятора. При длительном простое в сильный мороз без периодического автономного прогрева или подключения к розетке, температура батареи может снизиться до отметки, при которой протекание электрохимических реакций в ней будет невозможно. Электромобиль нельзя будет ни зарядить, ни запустить. Придется вызывать эвакуатор и перемещать электрокар в тепло, чтобы он отогрелся и вновь был готов к эксплуатации.
- Низкая температура в салоне. Электромотор гораздо эффективнее двигателя внутреннего сгорания, он превращает в полезную работу до 95 процентов энергии. Но у этого есть побочный эффект: тепла, выделяемого электрическим силовым агрегатом, недостаточно для обогрева салона. Поэтому, при эксплуатации в зимнее время электромобилю необходим дополнительный отопитель. А он, в свою очередь, потребляет много энергии, что сказывается на запасе хода.
Эксплуатация электрокара в теплое время года
Некоторые автовладельцы не эксплуатируют свои электромобили в зимнее время, чтобы не переживать из-за слишком быстрой потери заряда аккумулятора в холодную погоду. Но важно иметь в виду, что у батарей электрокаров есть не только нижний, но и верхний температурный рубеж, за которым они теряют эффективность.
Литий-ионные и железо-фосфатные батареи лучше всего эксплуатировать при определенных температурах, в идеале — от 20 до 30 градусов. По оценкам технологической компании HERE, занимающейся разработкой программных и технических решений для электрокаров, при температурах свыше 35 градусов Цельсия запас хода электромобиля может сократиться на 15%.
Очень жаркая погода, как и холод, оказывает значительное влияние на электрокар — как на запас хода, так и на состояние батареи. При высокой температуре аккумуляторы электромобилей работают хуже, поскольку электроны в них движутся медленнее, снижается количество доступной энергии.
Защита батареи электромобиля от перегрева осуществляется при помощи систем терморегуляции активного и пассивного типа. Но это когда электрокар едет и все его системы работают. А что если он припаркован?
В электромобиле HiPhi X
Любой автомобиль — будь то электрокар или машина с ДВС — накапливает тепло, когда его ставят на стоянку под прямыми солнечными лучами. Это тепло передается и батарее. Плюс, когда вы сядете в машину, то естественно включите на полную мощь кондиционер, чтобы быстрее охладить салон. Ни то, ни другое не способствует сохранению заряда аккумулятора. Поэтому лучше всего парковать электромобиль в тени.
Когда речь идет об эксплуатации и зарядке EV в жаркую погоду, идеальным вариантом является зарядка ночью. Ночная зарядка позволяет избежать сильной жары и снизить нагрузку как на электросеть, так и на саму батарею электромобиля. А с учетом ночных тарифов на электроэнергию, ночная домашняя зарядка обходится еще и дешевле любых городских зарядок, хоть она и не быстрая.
Еще одна рекомендация для жаркого климата — не пренебрегать подготовкой электромобиля к выезду. Если за некоторое время до поездки вы запустите кондиционер, пока электрокар еще не отсоединен от розетки, то не потратите заряд батареи на охлаждение салона до комфортной температуры. И вам не придется часто включать кондиционер во время движения.
Как и в случае с автомобилем, работающим на бензине, стиль вождения также влияет на состояние батареи при эксплуатации в жаркую погоду. Резкие ускорения увеличивают потребность в энергии, а резкие торможения снижают эффективность системы рекуперативного торможения электромобиля. Уменьшите скорость, и ваш аккумулятор будет вам благодарен.
Zeekr FR
Универсальные рекомендации при эксплуатации электромобиля
Вне зависимости от времени года владельцу электромобиля нужно помнить о нескольких нюансах его эксплуатации:
- Выбрать правильные шины. Лучше отдавать предпочтение покрышкам, которые выпущены специально для автомобилей на электрической тяге. Они имеют меньшее сопротивление качению, что снижает расход энергии и позволяет системе рекуперации работать максимально эффективно. Если выбирать приходится среди неспециализированных шин, стоит ориентироваться на показатель топливной эффективности — его указывают на стикере, который приклеивают к новой покрышке.
- Следить за состоянием защитного кожуха батареи. У большинства современных электромобилей аккумуляторы размещены в самой «грязной» зоне — под днищем. Зимой кожух изолирует аккумулятор от солей и снега, а летом обеспечивает герметичность при преодолении водных препятствий. Перед осмотром днище обычно моют, и это пойдёт только на пользу. Отсутствие отложений и грязевых «сталактитов» способствует поддержанию корректных температурных режимов при эксплуатации электрокара.
- Хранить электромобиль в комфортных условиях. Лучше всего хранить и заряжать его в закрытом гараже или на подземной парковке. Летом это поможет избежать излишнего нагрева, а зимой убережёт машину от переохлаждения. Наиболее подходящим будет отапливаемый паркинг со стабильной температурой, но подойдёт и «холодный» вариант — в нём перепад температур будет хоть и ощутимым, но не таким резким, как под открытым небом.
Обслуживание и ремонт
Периодическое техническое обслуживание электромобилей мало чем отличается от ТО автомобилей с ДВС — только интервалы его больше. Что нужно делать:
- Общая проверка, протяжка подвески, регулировка схода-развала — каждые 10 тыс. км;
- Замена антифриза — 30-40 тыс. км;
- Замена масла в редукторе — 30 тыс. км или чаще в условиях повышенных нагрузок и интенсивной эксплуатации.
Электромобили в целом надежнее и реже ломаются по сравнению с автомобилями с ДВС. Это объясняется отсутствием у них целого ряда агрегатов и механизмов — в электрокаре меньше движущихся частей, гидроузлов, деталей, подверженных воздействию высоких температур, агрессивных сред и повышенного давления.
Как и в случае с обычным автомобилем, при эксплуатации электрокара необходимо следить за состоянием элементов подвески. С учетом того, что электромобили тяжелее обычных машин того же класса, их подвеска подвергается большим нагрузкам. И хотя сам по себе ремонт подвески можно выполнить практически на любом сервисе, остается вопрос с запчастями — далеко не все можно найти в наличии и велика вероятность, что придется долго ждать заказанные детали из-за рубежа.
Также для электромобилей не редкость проблемы с электрикой и сбои в работе программного обеспечения.
Помимо того, что для эксплуатации электромобиля вам необходима авторизация (мастер-аккаунт или привязанный к нему дополнительный аккаунт), управление почти всеми функциями электрокара происходит через центральную операционную систему. В некоторых машинах нет даже ручной регулировки воздуховодов — все работает через сенсорный экран. ПО сложное и не всегда стабильное, в наших условиях еще и требует русификации, которая выполняется на страх и риск владельца с помощью неофициальных прошивок.
Проблемы в ПО устраняются обновлением прошивки — по воздуху через интернет или, если это невозможно, у дилера. Для этого у дилера должна быть налажена связь с заводом или местным поставщиком. Так как большинство электромобилей зарубежного производства ввозятся в Россию по параллельному импорту, официальных таких каналов нет, и далеко не каждый продавец способен помочь с ремонтом.
Более того, случайное автоматическое обновление прошивки на территории России может превратить электромобиль в «кирпич», поэтому автоапдейты обычно отключают. Но для этого необходим доступ к инженерному меню, то есть самостоятельно сделать это не получится — только через дилера.
Неисправности в электрике могут быть чреваты очень серьезными последствиями.
Электрика большинства автомобилей на электротяге не подготовлена к эксплуатации в условиях суровых российских зим с постоянными перепадами температур и обилием агрессивных химических реагентов на дорогах. У тех электромобилей, что ввезены без дополнительной защиты электрических соединений, проблемы начинаются уже в первую зиму. Высоковольтные контакты ускоренно окисляются, их изоляция разлагается и перестает выполнять свои функции, контакты перегорают. В лучшем случае у электрокара «отвалятся» некоторые функции или пропадет тяга. В худшем — произойдет короткое замыкание и запустится неконтролируемый тепловой разгон батареи, что приведет к пожару. Потушить охваченный пламенем электромобиль практически невозможно — вам останется только наблюдать за эффектным зрелищем с безопасного расстояния.
Более подробно узнать обо всех нюансах эксплуатации электрического автомобиля или гибрида и провести тест-драйв понравившейся модели вы можете в автосалоне Neo Cars. Мы продаем электромобили и гибриды ведущих китайских брендов с собственной гарантией, подготовкой к российским условиям эксплуатации (антикор и защита электрических соединений), русификацией и сервисным обслуживанием. В нашем салоне вы можете купить Lixiang L9, Zeekr 001, Yangwang U8, Lixiang L7, Lotus Eletre, Dongfeng M-Hero 917, и др. У нас вы также можете приобрести и заказать установку зарядной станции под ключ.
4 апреля, 2024
Нужна помощь в подборе электромобиля?
Оставьте заявку
и мы перезвоним вам в течении 15 минут
Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку
персональных данных.
Твердотельные аккумуляторы — это самая перспективная разработка в сфере автомобилей на новой энергии, которая должна существенно улучшить опыт от эксплуатации электромобилей и значительно увеличить запас хода на одной зарядке. Что собой представляют батареи для электромобилей Твердотельные батареи, по сути своей, мало чем отличаются от распространенных литий-ионных. Главным отличием является твердый электролит, из-за которого они и […]
Компания Xiaomi наконец-то представила и стала продавать свой электромобиль. Модель SU7 — первый электрокар китайского бренда, который еще до релиза всколыхнул настроения на рынке. Пресса моментально нарекла его очередным «убийцей Теслы» и, кажется, в этот раз не прогадала. Электромобиль Xiaomi SU7 получил три модификации и, как водится у китайского производителя народных телефонов, привлекательную цену. […]
Одно из главных преимуществ электромобилей перед машинами с ДВС — их очень быстрый разгон. Даже электрические внедорожники и минивэны ускоряются так же мощно, как бензиновые суперкары, а самые быстрые модели способны набрать 100 км/ч менее чем за 2 секунды. Представляем подборку электромобилей из Китая, которые могут хорошенько вжать вас в спинку водительского сиденья. 10. Zeekr […]