Top.Mail.Ru
Сервисное обслуживание по всей России
Электромобиль зимой: почему и на сколько сокращается запас хода

Электромобиль зимой: почему и на сколько сокращается запас хода

Содержание статьи
Запас хода электромобиля — величина переменная, и зависит от множества факторов. Одним из ключевых являются погодные условия. Электромобиль зимой тратит гораздо больше энергии на обогрев салона и собственных систем, из-за чего запас хода в некоторых случаях может сократиться вдвое.

Запас хода зимой - что заявляют производители

Но начать стоит с того, что заявленный производителем запас хода, конечно, отличается от реального. Точно так же, как это бывает с каждым автомобилем с ДВС, расход топлива в котором занижается по сравнению со значениями при использовании в реальных условиях. Если речь идет о марках электромобилей и гибридов из Китая, то зачастую производитель приводит сразу два показателя.


Дело в том, что во время тестов китайцы используют два алгоритма подсчета запаса хода: NEDC, который был популярен до 2019–2020 гг, и собственный CLTC. Первый родом из 1970-х годов и не имеет ничего общего с реальными условиями эксплуатации автомобиля в XXI веке, поэтому безнадежно устарел. А второй — китайская разработка, основанная на относительно свежем европейском цикле WLTP.

  Как ведут себя электромобили зимой

Но особенность китайского цикла CLTC в том, что он предусматривает большее количество остановок, отражая реалии местных загруженных дорог и толкотню в пробках. Поэтому результаты запаса хода электромобилей по циклу CLTC получаются более оптимистичными по сравнению с NEDC или с WLTP.

Именно поэтому на европейском и китайском сайтах одного и того же производителя могут быть указаны данные, совершенно не бьющиеся между собой и не говорящие, на сколько хватает электрокара. Для примера возьмем электромобиль Zeekr 001, который по европейскому WLTP проезжает на одном заряде до 620 км, а по китайскому стандарту CLTC — до 1032 км. Разница, как видите, составляет аж 40%!

Практика показывает, что электромобилям зимой в России больше подходит именно европейский WLTP, который имитирует условия, наиболее приближенные к реальным. Но даже от этих 620 км в условиях морозов может остаться всего около 400 км, а то и меньше, так как энергия требуется для обогрева салона.


  Электрокары зимой

Кроме того, значения запаса хода рассчитываются при движении с оптимальной для расхода энергии скоростью — не выше 100 км/ч.


 
Расход энергии значительно вырастает, как только электромобиль выезжает на трассу, а водитель разгоняется до 130–150 км/ч.

Точно так же, как резко падает эффективность у бензинового ДВС на три цилиндра объемом 1,5 литра, когда автомобиль из городского ритма выезжает на трассу и разгоняется до тех же 130–150 км/ч. Расход с 7–8 л/100 км вырастает до 12–14 литров.


Как ведут себя электрокары зимой

Многие сталкивались с ситуацией, когда их мобильный телефон выключался в морозную погоду. Аккумулятор просто замерзал, и химические процессы, благодаря которым вырабатывается электричество, замедлялись.

То же самое происходит в больших батареях электрокаров зимой. Запас хода электромобиля зимой, по отзывам, может падать на 25–50%. Такими данными делится немецкий автомобильный клуб ADAC, известный своими дотошными исследованиями.


  Электромобили зимой - запас хода

Протестированных моделей было не так много, но среди них — популярный хэтчбек Volkswagen ID.3, который стал рекордсменом по энергопотерям. Согласно результатам ADAC, электромобиль потребляет на 30% больше энергии при температуре воздуха около нуля, чем при +20℃.

Одновременно выяснилось, что VW ID.3 теряет до 50% энергии аккумулятора емкостью 58 кВтч при движении по трассе в плюсовую температуру. Производитель заявляет запас хода до 418 км, при этом автомобиль фактически проехал 324 км при температуре воздуха плюс 14, а в минус 7 градусов электромобиль Фольксваген проехал всего 162 км. Так что кажется, этому электромобилю зимой в России будет еще сложнее.

ADAC провел и еще один тест — на энергозависимость климатических систем в электромобилях. VW ID.3 оставили с включенным климат-контролем на 22 градуса зимой при температуре воздуха от -9 до -14 по Цельсию. После 12 часов в таком режиме электромобиль потратил около 80% заряда.


 
То есть потери энергии от обогрева салона для автовладельца, использующего электромобиль зимой по сценарию «дом–работа», не так уж значительны при условии, что он заряжает авто дома или возле работы.

Убивают ли батарею постоянные быстрые разгоны

Электромобили обладают действительно впечатляющей динамикой. Водитель получает максимальную мощность моментально. Конечно, это провоцирует водителя «улететь со светофора» да и вообще погонять. Но нужно понимать, что такая мощность требует большого количества энергии, поэтому несколько таких разгонов сильно сокращают запас хода.


  Как ведут себя электромобили зимой в России

Спортивная динамика требует повышенного напряжения в электросети, что создает повышенную нагрузку на батарею, которая начинает перегреваться. Это в свою очередь автоматически запускает систему охлаждения, которая еще больше увеличивает нагрузку на электросеть. Аккумулятор теряет заряд еще быстрее, так что постоянные резкие ускорения неизбежно приводят еще и к ускоренной потере запаса хода. Выражение «тише едешь — дальше будешь» как нельзя лучше подходит к электромобилям.

Как влияет на жизнь батареи электромобиля быстрая зарядка

Проект Recurrent, который анализирует большие объемы данных об электромобилях, провел исследование, чтобы выяснить, как влияет на батареи быстрая зарядка, когда, условно говоря, мы пытаемся за короткое время запихнуть в аккумулятор большое количество заряда.

Специалисты изучили более 12500 автомобилей Tesla в США, чтобы понять, как работают программное обеспечение и система управления батареей, чтобы предотвратить повреждение аккумуляторных ячеек.


 
Спойлер: время от времени пользоваться быстрыми зарядками можно без вреда для батарей.

В выборку для сравнения вошли электромобили, которые используют быструю зарядку как минимум в 90% случаях, а также авто, которые почти не пользуются быстрыми зарядками — до 10% случаев. И статистика показала, что в случае Tesla быстрая зарядка почти не сказывается на состоянии батареи.


  Электрокары зимой - запас хода

Если говорить предметно, то аккумуляторы Model 3 по прошествии 2000 дней быстрых зарядок сохранили в среднем 89% номинальной емкости — столько же, сколько у автомобилей, не пользовавшихся быстрыми зарядками.

Ситуация с Model Y примерно такая же. Отметим, что сама модель моложе, поэтому в расчет брались батареи возрастом до 1000 дней. И они сохранили примерно 90% емкости. Таким образом, специалисты Recurrent пришли к выводу, что системы защиты батареи эффективно защищают их от повреждения во время быстрой зарядки.

Тем не менее, есть случаи, когда быстрая зарядка может нанести вред аккумулятору: старайтесь не пользоваться быстрой зарядкой в жару или зимой без предварительной подготовки. За подготовку отвечает система терморегуляции, которая охлаждает батарею, чтобы она смогла без вреда принять сильный ток и не перегреться.

В автомобилях Tesla, к примеру, система подготовки срабатывает, если в навигаторе авто проложить маршрут до быстрой зарядной станции. То же самое касается и прогрева замерзшей на морозе батареи зимой.

Не рекомендуется пользоваться быстрой зарядкой, если уровень заряда батареи почти на нуле или слишком высок — более 80%.


 
Разберем мифы и факты о быстрой зарядке
Миф Факт
Электромобиль можно часто быстро заряжать от 0% до 100%. Это безвредно Почти все электромобили оснащены ПО, которое отключает быструю зарядку по достижении 80% заряда. Производители рекомендуют даже по достижении этого уровня переключиться на разъем Level 2, который может оказаться даже эффективнее. И часто дешевле
Мощность в кВт на зарядной станции говорит о том, как быстро может зарядиться электромобиль В каждом электромобиле есть контроллер питания, который ограничивает скорость заряда так, чтобы не навредить батарее. Скорость зарядки зависит также от температуры, уровня заряда и даже возраста аккумулятора
Любая быстрая зарядка на любом уровне заряда вредит батарее До сих пор сложно сказать, как сильно быстрая зарядка влияет на здоровье батареи в перспективе 5, 10, 20 лет
Быстрая зарядка электрокара на морозе зимой приводит к образованию дендритов (наростов) лития в батарее, что чревато потерей емкости или даже коротким замыканием Современные батареи оборудованы программной и аппаратной защитой от образования дендритов лития

 
Отметим также, что снижение емкости активнее всего происходит в первый год владения и активного пользования автомобилем — это нормальный процесс, который замечен на множестве моделей самых разных производителей. Процесс снижения емкости резко замедляется после 1–1,5 лет использования и обычно останавливается на отметке приблизительно 90–95%.

 
Электромобили и гибриды с гарантией в Neocars
ZEEKR 001 рестайлинг
Электромобиль
ZEEKR 001 рестайлинг
Мощность электромотора 789 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
LI L9
Гибрид
LI L9
Мощность электромотора 544 л.с.
Запас хода 1412 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
HIPHI Z
Электромобиль
HIPHI Z
Мощность электромотора 672 л.с.
Запас хода 705 км
Емкость батареи 120 кВт
Смотреть
LI L7
Гибрид
LI L7
Мощность электромотора 449 л.с.
Запас хода 1421 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
LOTUS ELETRE
Электромобиль
LOTUS ELETRE
Мощность электромотора 918 л.с.
Запас хода 560 км
Емкость батареи 112 кВт
Смотреть
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Гибрид
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Мощность электромотора 816 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 65,9 кВт
Смотреть
YANGWANG U8
Гибрид
YANGWANG U8
Мощность электромотора 1196 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 49,05 кВт
Смотреть
Polar Stone 01 (JISHI)
Гибрид
Polar Stone 01 (JISHI)
Мощность электромотора 475 л.с.
Запас хода 1338 км
Емкость батареи 56.1 кВт
Смотреть
Zeekr X
Электромобиль
Zeekr X
Мощность электромотора 428 л.с.
Запас хода 500 км
Емкость батареи 66 кВт
Смотреть
AITO M7
Гибрид
AITO M7
Мощность электромотора 455 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M5
Гибрид
AITO M5
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1265 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M9
Гибрид
AITO M9
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1239 км
Емкость батареи 52 кВт
Смотреть
IM LS6 Zhiji
Электромобиль
IM LS6 Zhiji
Мощность электромотора 787 л.с.
Запас хода 702 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM LS7 Zhiji
Электромобиль
IM LS7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 625 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM L7 Zhiji
Электромобиль
IM L7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 615 км
Емкость батареи 90 кВт
Смотреть
HIPHI X
Электромобиль
HIPHI X
Мощность электромотора 598 л.с.
Запас хода 550 км
Емкость батареи 97 кВт
Смотреть
 

Как продлить жизнь аккумулятора электромобиля в России

Обычно производители современных электромобилей дают гарантию на свои батареи. Чаще всего это 150 000 км пробега или 8 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. За это время емкость аккумулятора не должна упасть ниже 70%, иначе производитель вынужден будет заменить батарею на новую. Запчасть эта дорогая, и зачастую может стоить до 25% от цены всего электрокара.


  Электрокары зимой в России

Но в России электромобили, которые есть в продаже, за исключением, пожалуй простеньких Evolute, не представлены официально. Особенность параллельного импорта — импортеры не готовы брать на себя обязательства по гарантии на те электромобили, что ввозят и продают в РФ. Потому что физически сложно обеспечить условия подобных гарантий.


Автосалон NEO CARS дает собственную фирменную гарантию на автомобили, которые продает, по стандартам производителя. Это дарит спокойствие и уверенную эксплуатацию своих электромобилей и гибридов нашим клиентам даже зимой.

НЕО КАРС проводит предпродажную подготовку каждого автомобиля, который продает в России, надежно защищая все слаботочные соединения, в изобилии «разбросанные» в нижней части множества электрокаров. Кроме того, специалисты проводят антикоррозионную обработку кузова каждого авто. Это критически важная процедура, которая сохранит целостность лакокрасочного покрытия и кузова на долгие годы даже в условиях российских зим, сберегая их от агрессивной дорожной химии.

Подобные процедуры крайне важны для всех автомобилей, привезенных из Китая, так как в этой стране другой — более мягкий — климат, под который нет необходимости специально защищать автомобили. Если бы мы не проводили тщательную предпродажную подготовку, то электромобили, нашпигованные тонкой и крайне чувствительной электроникой и электрикой, начинали бы постепенно глючить, теряя важные технологичные функции.

Мы уверены в каждом нашем проданном электромобиле, но иногда бывает, что даже несмотря на проведенную подготовку, что-то может пойти не так. Именно для этого мы придумали нашу фирменную гарантию НЕО КАРС, которая защищает наших клиентов от чужих ошибок.

Все условия прописаны в нашем договоре, который находится в открытом доступе. Согласно этому документу, мы самостоятельно и за свой счет устраняем все выявленные недочеты и предъявляем претензии заводу-изготовителю. Именно это и называется «гарантией по стандарту производителя» — наш клиент всегда может рассчитывать на нашу помощь. У нас вы можете приобрести с гарантией по договору продавца такие модели электромобилей и гибридов как Lixiang L9, Lotus Eletre, Byd Yangwang U8, Dongfeng M Hero 917 и многие другие.

И хотя батарея — пожалуй, один из самых надежных узлов современного электромобиля, поделимся советами, как продлить ее жизнь.


  1. Избегайте лишних резких ускорений — это сбережет не только заряд, но и продлит жизнь батарее. Также старайтесь не злоупотреблять движением в крутую гору. Если едете по шоссе, соблюдайте скоростной режим — поддержание слишком высокой скорости существенно увеличивает расход энергии, особенно в зимний период.
  2. Быстрая зарядка, как мы выяснили, не особенно вредит, но злоупотреблять ею также не стоит. Особенно, если уровень заряда ниже 15% или выше 80%.
  3. Не стоит пользоваться быстрой зарядкой на сильном морозе или жаре. Это негативно сказывается на состоянии батареи. Кстати, этот же совет касается выключившихся на морозе смартфонов. Не стоит пытаться «завести» холодный гаджет зимой. Если есть возможность, лучше доберитесь до тепла и дайте ему согреться. Тогда и ставьте на зарядку — так аккумулятор будет целее.
  4. Не высаживайте аккумулятор электромобиля полностью. Литий-ионные аккумуляторы — а это почти все современные батареи — этого очень не любят и после каждого раза теряют немного емкости. Старайтесь вообще не высаживать любые аккумуляторы. Электрокары зимой с полностью севшей батареей нужно заряжать только на медленной зарядке. А когда уровень поднимется до хотя бы 20%, можно перейти на ускоренную.
  5. Не оставляйте электромобиль на зарядке, когда он полностью зарядился. Вообще, специалисты советуют стараться держать заряд любых батарей на уровне 20–80% — это оптимальное для них состояние, которое позволяет надолго сохранить емкость.

Кроме того, если вы не планируете пользоваться электрокаром зимой или просто в течение долгого времени, постарайтесь оставить его на стоянке с зарядом примерно на 70–75%. И раз в несколько дней проверяйте состояние батареи. Часто это можно сделать удаленно через приложение.

   
Автосалон Neocars
11 декабря, 2023

Нужна помощь в подборе электромобиля?

Оставьте заявку

и мы перезвоним вам в течении 15 минут

Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вам также может быть интересно
Тестовый заголовок
Мы используем куки [cookies], чтобы улучшить ваш опыт использования нашего сайта.