Управление электромобилем: особенности

Управление электромобилем: особенности

Содержание статьи

Электромобили становятся все более популярным средством передвижения по всему миру. У тех, кто только начинает открывать для себя мир транспортных средств на чистой энергии, возникают вопросы, как ездить на электромобиле, отличается ли управление им от авто с ДВС, как и где заряжать электрокар и так далее. Ответы на них — в нашей статье.


Особенности эксплуатации электромобиля

В целом, ездить на электромобиле также просто, как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач. Но ощущения электрокар дарит совсем другие.

Современные электрокары премиального сегмента снабжены интересными «фишками», которые призваны сделать взаимодействие с «электричкой» более удобным или хотя бы запоминающимся. Нельзя просто подойти и открыть электромобиль. Это было бы слишком скучно. Китайские электрические автомобили HiPhi Z и HiPhi X при приближении к ним водителя с ключом в кармане приветствуют его красочной иллюминацией передних и задних габаритных огней, а автомобили Avatr — надписью Hello на дисплее под лобовым стеклом.


Особенности эксплуатации электромобиля

У многих электромобилей двери имеют сервоприводы и открываются автоматически, нажатием на кнопку. А компактный кроссовер Zeekr X вдобавок к этому снабжен сканером лица и отпирается буквально взглядом.

Многие полноразмерные электрические и гибридные кроссоверы с пневмоподвеской, например, Lixiang L9, AITO M9 или Yangwang U8 умеют автоматически «приседать» для удобства посадки. На те же Li L9 для еще большего удобства можно заказать выдвижные подножки с электроприводом. А HiPhi Z и HiPhi X при открытии водительской двери автоматически отодвигают сиденье от рулевого колеса, чтобы было легче усесться в машину. Автомобилисты крупного телосложения точно оценят.


Скорость электромобиля

HiPhi X

 

Запуск электромобиля

И вот мы уселись в наш EV, пощупали алькантару или кожу Nappa на приборной панели и руле, сделали селфи (опция), настроили под себя сиденье и зеркала заднего вида. Можно ехать, но… Впервые оказавшись за рулем электромобиля, многие по привычке ищут кнопку запуска двигателя. Но она есть далеко не у всех электрокаров. Ведь в отличие от ДВС, электромотор не нужно заводить, и у него нет «холостых» оборотов. Он работает только когда на него подается напряжение, то есть когда вы нажимаете на педаль акселератора.

Но допустим кнопка START есть. Нажмите ее, чтобы запустить электрокар. И приготовьтесь услышать… НИЧЕГО. Для тех, кто впервые пересаживается в электрический автомобиль после машины с бензиновым или дизельным двигателем это всегда непривычно. Понять, что электрокар включен, можно, только глядя на приборную панель.

С помощью джойстика переключения передач (или его аналога) выберите привычный режим Drive. При этом, как и на машине с автоматической коробкой передач, при переключении нужно выжать педаль тормоза — стандартная мера безопасности.

На этом моменте может возникнуть еще одна заминка. Не все EV оснащены традиционным рычагом или джойстиком КПП — вместо него могут быть кнопки или поворотный переключатель. Они работают точно так же — нужно повернуть диск или нажать кнопку, чтобы выбрать режим, вместо того чтобы двигать рычаг.


Как ездит электромобиль  

Отличия езды на электромобиле от авто с ДВС

Быстрый разгон

Хотя в управлении электромобиль похож на автомобиль с автоматической коробкой передач, есть одно главное отличие — у электрокаров нет передач. Трансмиссия представляет собой сравнительно простой редуктор. Электрокару не нужна КПП с кучей ступеней – в отличие от двигателя внутреннего сгорания, электромотор выдает максимальный крутящий момент сразу. Поэтому разгонная динамика электромобиля намного лучше чем у машин с ДВС. Например, шестиместный электрический минивэн Zeekr 009 разгоняется от 0 до 100 км/ч за 4,5 с — быстрее многих чистокровных спорткаров на бензине. А лифтбэк Zeekr 001 FR может посоревноваться даже со спортивными мотоциклами: у него есть названный в честь известного финского гонщика Кими Райкконена режим Raikkonen mode, в котором доступны все 1300 л.с., чтобы катапультироваться до 100 км/ч за 2 секунды. Главное за светофорными гонками не забывать о том, что чем интенсивнее разгон, тем быстрее расходуется энергия аккумулятора и уменьшается запас хода электрокара.


Скорость электрокара

Zeekr 001 FR


Ограничение максимальной скорости

Несмотря на то, что автомобили быстро разгоняются, максимальная скорость электрокара обычно искусственно ограничена электроникой и даже у топовых китайских моделей не превышает 180—200 км/ч. Это связано не только со строгостью китайского законодательства в отношении нарушителей скоростного режима, но и с тем, что на скорости свыше 130 — 140 км/ч заряд батареи начинает расходоваться очень быстро. Впрочем, то же самое можно сказать и о бензиновых моделях. Например, у гибридного кроссовера Li L9 на такой скорости бензиновый мотор уже не успевает заряжать батарею. В общем, чрезмерно высокая максимальная скорость электромобилю ни к чему.

Бесшумность

Мы уже упоминали о бесшумности электромобилей. На ходу вы будете слышать только шум шин и свист ветра в зеркалах на высокой скорости. Многим не хватает привычного звука двигателя, поэтому на некоторых моделях он при желании генерируется искусственно — через бортовую акустику воспроизводится синтезированный звук мотора или что-то его заменяющее. BMW, например, заказала саундтрек для своих электрических машин у композитора Ханса Циммера. А в Mercedes-Benz звуковая дорожка сводится на ходу — в зависимости от скорости и маневров.

У бесшумности электрокара есть обратная сторона. Зачастую приближение электромобиля не слышат пешеходы и велосипедисты. Это необходимо учитывать при движении, особенно в условиях города и на придомовых территориях. В силу этого с 1 июля 2019 года все новые электрокары, продающиеся в ЕС, в обязательном порядке оснащены системой акустического оповещения автомобиля (Acoustic Vehicle Alerting System — AVAS). С 2020 года такие же требования действуют в США.

Рекуперация

Когда вы убираете ногу с педали газа электромобиля, он переходит в режим рекуперации. Электродвигатель отключается от питания и переходит в режим генератора. Кинетическая энергия вращения колес преобразуется в электрический ток, который заряжает батарею. При этом в электродвигателе возникает обратный электромагнитный вращающий момент, который заметно тормозит электромобиль даже без использования педали тормоза. В некоторых случаях это обеспечивает возможность езды «в одну педаль» — когда вы управляете автомобилем, используя только педаль газа. Уровень рекуперации на некоторых электрокарах можно регулировать.

Управляемость

У электромобилей не такая компоновка, как у авто с ДВС. Под капотом электрокара нет тяжелого и массивного двигателя с коробкой передач. Блоки электромоторов с редуктором компактны и расположены непосредственно в районе передней и задней осей. А тяжелая батарея (весом несколько сотен кг) находится под днищем ровно посередине. Благодаря этому у электрических автомобилей идеальная развесовка и низкий центр тяжести. Поэтому они хорошо рулятся и очень устойчивы в поворотах. Некоторые электромобили, например, кроссовер HiPhi X, оснащаются полноуправляемым шасси с подруливающими задними колесами. На небольших скоростях и при резком повороте руля они поворачиваются в противоположную передним колесам сторону. Это позволяет уменьшить радиус поворота. А при перестроениях на трассе все четыре колеса поворачиваются в одну сторону, позволяя машине плавно сместиться по диагонали в соседнюю полосу. Есть модели с четырьмя двигателями — по одному на каждое колесо. Они могут работать независимо и вращать правые и левые колеса в противоположные стороны, что позволяет разворачиваться на месте — делать «танковый разворот». Его умеют делать, например, Zeekr 001 FR, китайский Yangwang U8, Mengshi M-HERO 917.


Динамика электромобиля

Шасси HiPhi X

 

Как наиболее эффективно управлять электрокаром?

Cколько может проехать электромобиль на одном заряде во многом зависит от водителя. Сами по себе электрокары эффективнее автомобилей с ДВС. Обычный автомобиль использует для движения лишь 30-40% энергии от сгорания топлива. И это довольно высокий для ДВС коэффициент эффективности. Остальное теряется в виде тепла. Электрический автомобиль же конвертирует в движение 80-90% энергии батареи.

Но чтобы расходовать заряд батареи экономно, важно придерживаться определенного стиля вождения. Одним из ключевых моментов в этом деле является «легкая» правая нога. Конечно, мощный электромобиль так и подзуживает уехать со светофора быстрее всех, но более медленное и плавное трогание с места позволит сэкономить заряд батареи, а заодно продлить ее жизнь.

Медленная и постепенная остановка также максимально сохранит заряд батареи. EV помогают водителю в этом благодаря рекуперативному торможению, и чем больше времени отводится на рекуперацию, тем больше энергии можно сэкономить.

Еще один фактор — энергопотребление бортовых систем, таких как система кондиционирования или отопитель салона. Чем меньше энергии тратится на системы комфорта, тем позже потребуется заехать на зарядку.


Ход электромобиля

У всех электрокаров есть наглядные индикаторы состояния батареи: показывается остаточный заряд батареи в процентах и в виде делений на пиктограмме батарейки, а также расчетный запас хода, исходя из текущих параметров энергоэффективности. Большинство современных электрокаров настроены так, чтобы не допускать разряда батареи ниже 10–20% — полная разрядка, как и постоянная 100-процентная зарядка вредны для литий-ионных батарей. Когда заряд опустится до этого уровня, электромобиль начнет подавать вам предупреждающие сигналы.

Если вдруг аккумулятор вашего EV разрядится, автомобиль постепенно остановится и перейдет в режим парковки. В такой ситуации автомобиль необходимо отбуксировать к зарядной станции или вызвать передвижную зарядку. Восполнив заряд батареи, вы сможете продолжить поездку.


 
Электромобили и гибриды с гарантией в Neocars
Zeekr X
Электромобиль
Zeekr X
Мощность электромотора 428 л.с.
Запас хода 500 км
Емкость батареи 66 кВт
Смотреть
LI L9
Гибрид
LI L9
Мощность электромотора 449 л.с.
Запас хода 1200 (батарея + топливо) км
Емкость батареи 44.5 кВт
Смотреть
YANGWANG U8
Гибрид
YANGWANG U8
Мощность электромотора 1100 л.с.
Запас хода 600 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
ZEEKR 001
Электромобиль
ZEEKR 001
Мощность электромотора 544 л.с.
Запас хода 606 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
LI L7
Гибрид
LI L7
Мощность электромотора 449 л.с.
Запас хода 210 км
Емкость батареи 113 кВт
Смотреть
LOTUS ELETRE
Электромобиль
LOTUS ELETRE
Мощность электромотора 918 л.с.
Запас хода 560 км
Емкость батареи 112 кВт
Смотреть
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Электромобиль
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Мощность электромотора 1000 л.с.
Запас хода 505 км
Емкость батареи 140 кВт
Смотреть
Polar Stone 01 (JISHI)
Гибрид
Polar Stone 01 (JISHI)
Мощность электромотора 475 л.с.
Запас хода 1338 км
Емкость батареи 56.1 кВт
Смотреть
AITO M7
Гибрид
AITO M7
Мощность электромотора 455 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M5
Гибрид
AITO M5
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1265 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M9
Гибрид
AITO M9
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1239 км
Емкость батареи 52 кВт
Смотреть
IM LS6 Zhiji
Электромобиль
IM LS6 Zhiji
Мощность электромотора 787 л.с.
Запас хода 702 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM LS7 Zhiji
Электромобиль
IM LS7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 625 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM L7 Zhiji
Электромобиль
IM L7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 615 км
Емкость батареи 90 кВт
Смотреть
HIPHI X
Электромобиль
HIPHI X
Мощность электромотора 598 л.с.
Запас хода 550 км
Емкость батареи 97 кВт
Смотреть
HIPHI Z
Электромобиль
HIPHI Z
Мощность электромотора 672 л.с.
Запас хода 705 км
Емкость батареи 120 кВт
Смотреть
Все автомобили
 

Сколько можно проехать на электромобиле?

За прошедшие годы запас хода электромобилей значительно увеличился. В конце 1990-х годов электрокары могли проехать максимум 100–130 км, но благодаря усовершенствованию аккумуляторных технологий сегодня этот показатель в среднем составляет минимум 300 км. Хотя встречаются городские модели сегмента А с запасом хода даже ниже этого. Заявленный запас хода Zeekr 001 — около 700 км. Гибридный кросcовер Li L9 может проехать 1315 км, из них 215 км можно пройти на одной батарее, не задействуя ДВС-генератор. Пробег электрокара Avatr 11 (читается «Один-один») на одной зарядке составляет 450–480 км.

Таким образом, электроавтомобиль отлично подходит для ежедневных поездок в пределах города или выездов за город на уикенд. А на гибриде можно спокойно отправиться в дальнюю поездку. Подробнее о том, от чего зависит запас хода электромобиля, вы можете подробно прочитать в нашем отдельном материале.


Вождение электромобиля

Как зарядить электромобиль в Москве и других городах России

Зарядить электрокар проще, чем кажется: вы наверняка каждый день проезжаете мимо общественных зарядных станций в отелях, торговых и бизнес-центрах, на общественных парковках и заправках, а также отдельных зарядных станций. Если вы беспокоитесь о том, как найти место для зарядки, спланируйте свой маршрут перед поездкой, чтобы знать, где зарядить электроавтомобиль и найти способ скоротать время, пока у машины будет «обеденный перерыв». Обычно чем выше мощность зарядной станции, тем быстрее процесс зарядки, но и стоимость киловатта будет выше.

Электромобили заряжаются через порт зарядки постоянным или переменным током. Существует несколько стандартов зарядных разъемов, а также переходники с одного стандарта на другой, чтобы подключаться к зарядным станциям, не укомплектованным разъемом, подходящим для вашего электромобиля.

Самые распространенные типы разъемов:

Для зарядки переменным током (АС)

  • Type 1
  • Type 2 (Mennekes)
  • GB/T AC

Для зарядки постоянным током (DC)

  • CHAdeMO
  • CCS Combo
  • GB/T DC

Если вы планируете заряжать электрокар дома, то для безопасности и скорости лучше всего установить специальное зарядное устройство для EV (подключение к бытовой розетке с помощью адаптера может увеличить время зарядки до 24 часов и может перегрузить домашнюю сеть).


Сколько времени требуется для зарядки EV?

На скорость зарядки влияют:

  • параметры и тип источника тока
  • емкость и рабочее напряжение батареи
  • параметры зарядного устройства (кол-во фаз и максимально принимаемая мощность)
  • уровень остаточного заряда в батарее.

Зарядка от обычной бытовой электросети (напрямую от розетки 220В 16А в квартире, гараже или частном доме) может занимать до 20 с лишним часов, в зависимости от емкости тягового аккумулятора электрокара.

Более мощная трехфазная розетка 380В и 32А позволит зарядиться за 4–5 ч. Но возможность принимать переменный ток по трем фазам есть не у всех электромобилей. Например, у автомобилей Zeekr с 2023 года трехфазной зарядки с завода нет. Поэтому для подключения вам потребуется еще приобрести специальный трансформатор.

Специальная зарядная станция (их можно найти в приложении 2chargers или приложениях операторов зарядных станций) переменного тока зарядит машину с 20 до 80 процентов за те же несколько часов. В приложении для зарядки можно увидеть сколько будет стоить зарядить электромобиль. В Москве стоимость зарядки на общественных зарядных станциях переменного тока (т.н. медленные зарядки) составляет 160–240 р/100км. Подобную станцию можно установить и у себя в гараже или на паркинге.

Самая быстрая зарядка осуществляется от зарядных станций постоянного тока (DC). Зарядные терминалы мощностью 350 кВт могут полностью зарядить батарею некоторых электромобилей буквально за полчаса, но далеко не все электрокары способны принимать такую мощность. У большинства машин электроника будет ограничивать скорость зарядки. Кроме того, автоматика электрокара ограничивает мощность зарядки, если, допустим, на улице сильный мороз и батарея не успела прогреться. Таким образом электромобиль сам защищает свою батарею от чрезмерного износа.

Более подробно узнать обо всех нюансах эксплуатации электрического автомобиля или гибрида и провести тест-драйв понравившейся модели вы можете в автосалоне Neo Cars. Мы продаем электромобили и гибриды ведущих китайских брендов с собственной гарантией, русификацией и сервисным обслуживанием. В нашем салоне вы можете купить Zeekr 001, Byd Yangwang U8, Lixiang L8, Lotus Eletre, Dongfeng M-Hero 917, Lixiang L9, и др. У нас вы также можете приобрести и заказать установку зарядной станции под ключ.

   
Автосалон Neocars
30 января, 2024
Вам также может быть интересно
Тестовый заголовок
Все автомобили
Мы используем куки [cookies], чтобы улучшить ваш опыт использования нашего сайта.