Расход электромобиля

Расход электромобиля

Содержание статьи

Электромобили становятся все более популярным выбором для многих автовладельцев. В отличие от традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания, они работают от аккумуляторных батарей, которые необходимо периодически заряжать. Поэтому, наряду с другими характеристиками, одним из ключевых моментов при выборе электрического транспорта является то, сколько потребляет электромобиль энергии.

Ниже рассмотрим, от каких факторов зависит расход электричества, как его измерить, а также как влияет на этот параметр стиль вождения и другие условия поездок. В завершение предоставим рекомендации по выбору электрокара с оптимальным потреблением энергии или запасом хода с учетом конкретных нужд.


Что такое расход электромобиля: сложный параметр простыми словами

Расход электромобиля — количество электроэнергии, необходимое для обеспечения движения и работы бортового оборудования при преодолении определенного расстояния, например, 100 км. Этот параметр является одной из ключевых характеристик любого транспорта на электротяге. От того, насколько он экономичен, зависит не только запас хода на одной зарядке, но и стоимость эксплуатации.


Расход электроэнергии электромобилей измеряется в ватт-часах (Втч, Wh) или киловатт-часах (кВтч, kWh) на километр пробега — Втч/км либо кВтч/км. Чем меньше этот показатель, тем экономичнее и выгоднее эксплуатировать модель. Другими словами, такому электромобилю на 100 км пути будет требоваться меньше электричества.

Cколько потребляет электромобиль - факторы, влияющие на расход

Расход электроэнергии электромобилем зависит от множества факторов. Наиболее важными из них являются:

  • тип и емкость аккумуляторов
  • мощность электродвигателей
  • тип привода
  • стиль вождения
  • условия движения.

На расход энергии также влияют масса электромобиля и (начиная с определенной скорости) аэродинамика. Чем тяжелее автомобиль, тем больше энергии требуется, чтобы привести его в движение. Чем более обтекаемая форма кузова, тем меньше сопротивление воздуха на высокой скорости и, соответственно, затраты энергии.


Тип и емкость аккумуляторов

Тяговые аккумуляторные батареи являются одним из ключевых компонентов электротранспорта. В них запасается электроэнергия — топливо электромобиля, обеспечивающее работу электродвигателя и прочих потребителей. От типа и емкости тяговой батареи зависят ключевые характеристики электромобиля: мощность, динамика разгона и максимальный пробег на одной зарядке.

В современных электромобилях в основном используются литий-ионные аккумуляторы (Li-ion). По сравнению с другими типами, они отличаются высокой плотностью энергии, долговечностью, эффективностью зарядки и разрядки. Емкость батарей этого типа для электрокаров обычно составляет от 20 до 100 кВтч. Чем выше этот показатель, тем больше запас энергии на борту, тем длительнее обеспечивается нужный расход электрокаров, что позволяет преодолеть больше пути. Например, Tesla Model S с максимальной батареей в 100 кВтч может проехать без подзарядки около 620 км при стандартных условиях движения.


Расход электромобиля на 100 км

Аккумулятор 5-го поколения для электромобиля


В то же время, для электромобилей используются и другие типы аккумуляторных батарей:

  • NiMH (никель-металл-гидридные). Применяются реже из-за более низкой емкости и высокой стоимости. Плюсы: надежность, долгий срок службы, работа при низких температурах.
  • LiPo (литий-полимерные). Разновидность литий-ионных, отличаются гибкостью формы и еще большей удельной емкостью.
  • LTO (литий-титанатные). Отличаются повышенной безопасностью, долговечностью, возможностью быстрой зарядки. Недостаток — высокая цена.
  • LFP (литий-железо-фосфатные). Менее дорогие, более стабильные и безопасные. Недостаток — пониженная емкость и напряжение.

В перспективе электромобили могут перейти на твердотельные и графеновые аккумуляторы, которые обещают превзойти литий-ионные аналоги по характеристикам. В любом случае, выбирая электромобиль, важно ориентироваться на оптимальное соотношение емкости батареи и реальных потребностей в пробеге. Помните, что избыточно большой аккумулятор будет лишь добавлять массу авто, что, в свою очередь, негативно будет отражаться на расходе электроавтомобиля.

Мощность электродвигателей

Мощность электродвигателей оказывает существенное влияние на потребление энергии. Чем выше суммарный показатель, тем больше расход, особенно в таких случаях как разгон и движение на высоких скоростях. Да, мощные электромоторы позволяют быстрее набрать нужный темп и его поддерживать, но только за счет повышенного расхода энергии из батареи.

Аналогичная ситуация с точки зрения расхода электро автомобиля и при преодолении подъемов. Чем круче горка, тем больше нужно мощности, а, значит, больше энергии «забирается» из аккумулятора. Точно также, при спокойном движении по ровной дороге на умеренной скорости высокая мощь электромоторов не обеспечит экономии. Поэтому, мощные электрокары не всегда эффективны.


Сколько потребляет электромобиль

Электродвигатель 5-го поколения


Вариант привода

То, сколько потребляет электроавтомобиль, также зависит и от типа привода:

  • Передний. Является наиболее экономичным вариантом. Здесь электрическая энергия расходуется только на работу одного переднего электромотора.
  • Задний. По эффективности сопоставим с передним приводом. Также электричество направляется на один электродвигатель.
  • Полный. Предполагает работу двух и более электромоторов, смонтированных на передней и задней оси. Это обеспечивает лучшую проходимость, но является наименее экономичным решением, так как расходуется больше энергии из батареи.

Стоимость км на электромобиле с полным приводом будет наибольшей. Например, электрокар Tesla Model 3 в заднеприводной компоновке потребляет около 15 кВт*ч на 100 км в комбинированном цикле. А полноприводные версии Model X и Model Y, в пределах 23–25 кВт*ч. Таким образом, при равных прочих условиях, полный привод увеличивает расход примерно на 60% по сравнению с задне- или переднеприводными машинами.

Условия эксплуатации

Расход электроэнергии, а, следовательно, и стоимость 1 км на электромобиле существенно зависит от условий его эксплуатации:

Климат, температура окружающей среды  

В холодных регионах и в зимний период потребление энергии возрастает из-за использования отопителей салона. Плюс к этому емкость аккумуляторов на морозе снижается. Например, при –20°С она может уменьшиться на 30–40% по сравнению с номинальной при +20°С.

Оптимальными условиями для большинства типов АКБ является диапазон от +15 до +25°С. А при повышении температуры выше +40 градусов, как правило, начинает интенсивно снижаться не только запас емкости батарей, но и ускоряется старение из-за разрушительных химических реакций.

Рельеф и тип дорожного покрытия  

Задаваясь вопросом, «Сколько потребляет электрокар?», не стоить упускать из вида покрытие или поверхность, по которому движется машина. На заснеженных и грунтовых дорогах повышается расход энергии из-за худшего сцепления колес. Движение на подъемах также увеличивает энергопотребление.

Дополнительные потребители энергии  

Включение аудиосистемы, обогрева (охлаждения), как и другой нагрузки, приводит к повышенному расходу электроэнергии. Как известно, на электрокарах установлено две батареи: низковольтная 12В (бортсеть) и высоковольтная (тяговая). Список их потребителей рассмотрим в виде таблицы:


 
Низковольтная батарея Высоковольтная батарея
Освещение салона, панель приборов, датчики, реле и блоки управления Электродвигатели и преобразователи
Головная и вспомогательная оптика Отопление и кондиционирование
Звуковой сигнал Бортовой компьютер
Очистители и омыватели лобового стекла Обогрев лобового и заднего стекол
Мультимедийная аудиосистема Управление тяговыми электромоторами, АБС, тормозами, другими системами
ЭБУ и блок управления зарядкой тяговой батареи Пусковые цепи, внутреннее освещение


Стиль вождения

Задумываясь над тем, сколько стоит км на электромобиле, обязательно следует учитывать манеру езды. Агрессивный стиль вождения с частыми разгонами и торможениям негативно сказывается на потреблении энергии. Для экономии электричества нужно поддерживать умеренный темп в сочетании с максимальной плавностью движений, подбором «оптимальной педали газа». Помните, частые и интенсивные разгоны с последующими резкими торможениями существенно увеличивают расход электроэнергии.


Чтобы экономить запас электричества, старайтесь двигаться с крейсерским темпом в пределах 90 км/ч. Учитывайте, что на скоростях выше 100 км/ч резко возрастает сопротивление воздуха, на преодоление которого требуется значительно больше энергии. Немаловажную роль в плане экономного расхода играет и соблюдение «правильной» дистанции до впереди идущего автомобиля. Частые торможения из-за близкого следования также негативно сказываются на увеличении потребления электричества. В то же время, не стоит забывать, что грамотное использование рекуперативного режима, позволяет возвращать часть энергии в батарею.

Сколько потребляет электроавтомобиль

Схема работы системы рекуперации энергии торможения


Условия движения

Сколько стоит километр на электромобиле существенно различается в зависимости от условий движения:

  1. Городской цикл. Частые остановки и трогания, как и низкие скорости, приводят к повышенному расходу энергии. Особенно это заметно в холодное время года из-за использования обогревателей. В среднем электромобили в процессе поездки по городу потребляют 18–22 кВт*ч на 100 км.
  2. Загородный цикл, движение по автомагистрали. Более высокие и стабильные скорости, как и меньшее количество остановок, позволяют заметно снизить удельное потребление энергии. В зависимости от модели, темпа и других параметров перемещения расход электрокаров составляет до 16–19 кВт*ч на 100 км пути.
  3. Пробки и остановки. Работа системы кондиционирования, неравномерное движение и другие негативные моменты также увеличивают потребление энергии. По сравнению с городским циклом простой в пробках может увеличить расход электричества на 25–30%.

 
Электромобили и гибриды с гарантией в Neocars
IM LS7 Zhiji
Электромобиль
IM LS7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 625 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Гибрид
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Мощность электромотора 816 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 65,9 кВт
Смотреть
HIPHI X
Электромобиль
HIPHI X
Мощность электромотора 598 л.с.
Запас хода 550 км
Емкость батареи 97 кВт
Смотреть
ZEEKR 001
Электромобиль
ZEEKR 001
Мощность электромотора 789 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
LI L7
Гибрид
LI L7
Мощность электромотора 449 л.с.
Запас хода 1421 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
LOTUS ELETRE
Электромобиль
LOTUS ELETRE
Мощность электромотора 918 л.с.
Запас хода 560 км
Емкость батареи 112 кВт
Смотреть
YANGWANG U8
Гибрид
YANGWANG U8
Мощность электромотора 1196 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 49,05 кВт
Смотреть
LI L9
Гибрид
LI L9
Мощность электромотора 544 л.с.
Запас хода 1412 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
Polar Stone 01 (JISHI)
Гибрид
Polar Stone 01 (JISHI)
Мощность электромотора 475 л.с.
Запас хода 1338 км
Емкость батареи 56.1 кВт
Смотреть
Zeekr X
Электромобиль
Zeekr X
Мощность электромотора 428 л.с.
Запас хода 500 км
Емкость батареи 66 кВт
Смотреть
AITO M7
Гибрид
AITO M7
Мощность электромотора 455 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M5
Гибрид
AITO M5
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1265 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M9
Гибрид
AITO M9
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1239 км
Емкость батареи 52 кВт
Смотреть
IM LS6 Zhiji
Электромобиль
IM LS6 Zhiji
Мощность электромотора 787 л.с.
Запас хода 702 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM L7 Zhiji
Электромобиль
IM L7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 615 км
Емкость батареи 90 кВт
Смотреть
HIPHI Z
Электромобиль
HIPHI Z
Мощность электромотора 672 л.с.
Запас хода 705 км
Емкость батареи 120 кВт
Смотреть
 

Стоимость 100 км на электромобиле в России

Для примерного расчета, сколько стоит 100 км на электромобиле в Москве, возьмем средний расход 17 кВт*ч и тариф 5 рублей за 1 кВт*ч. Но мы будем учитывать стоимость на зарядных станциях, так как зарядить электромобиль дома от бытовой розетки можно, но это будет очень долго. Ценники на различных станциях зависят от мощности и в январе 2024 года составляют примерно 17–19 рублей за 1 кВт*ч. В итоге, получаем около 290–320 рублей за 100 километров пути. Это заметно дешевле, чем на бензиновом или дизельном автомобиле со средним расходом 7–9 л/100 км. Точная стоимость проезда на электрокаре определяется такими моментами:

  • Стоимость электроэнергии. Средний тариф для населения составляет около 6–7 рублей за 1 кВт*ч. Но опять же мы учитываем стоимость на зарядных станциях.
  • Средний расход электроэнергии конкретной модели электрокара. Для большинства он находится в пределах 15–20 кВт*ч на 100 км.
  • Маршрут и условия движения. В городских пробках расход может немного вырасти, значит, и стоимость 100 км будет дороже.

Как выбрать электромобиль с оптимальным расходом: рекомендации

Лучший способ быстро подобрать модель с оптимальным расходом электромобиля — обращение к профессионалам. Сотрудники компании «НЕО КАРС» обладают большим опытом в продажах электрокаров с гарантийной поддержкой. При необходимости мы не только подберем машину для конкретных условий эксплуатации, но и предоставим рекомендации, как максимально экономить потребление энергии, продлить срок службы аккумулятора, других систем и узлов. В автосалоне Neocars можно купить Zeekr 001, Li L9, Byd Yangwang U8, Lotus Eletre, Lixiang L8, Dongfeng M-Hero 917 и др.

У нас конкурентные цены и большой выбор моделей электромобилей разных классов, типов и марок. Продажи современного транспорта осуществляются с официальной гарантией и расширенным сервисным обеспечением. Наши мастера выполняют все виды работ по поддержанию и восстановлению работоспособности электрокаров, включая антикоррозионную обработку, русификацию интерфейса, гарантийное и постгарантийное техобслуживание, а также ремонт.

   
Автосалон Neocars
18 января, 2024

Нужна помощь в подборе электромобиля?

Оставьте заявку

и мы перезвоним вам в течении 15 минут

Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вам также может быть интересно
Тестовый заголовок
Мы используем куки [cookies], чтобы улучшить ваш опыт использования нашего сайта.