Выгоден ли электромобиль в России?

Выгоден ли электромобиль в России?

Содержание статьи

Ежегодно российский парк электрических моделей пополняется на несколько тысяч новых экземпляров. Однако, доля потребления электромобилей от общего количества автотранспорта пока остается незначительной. С одной стороны, суровые климатические условия нашей страны не самым лучшим образом влияют на эффективность и запас хода электрокаров. А с другой стороны, набирающая обороты инфраструктура для электротранспорта и господдержка делают их все более конкурентоспособными. Плюс к этому, эксплуатационная дешевизна играет на руку владельцам таких машин. Поэтому, вполне резонно задаться вопросом — выгоден ли электромобиль в России в текущих условиях?


Текущее состояние рынка электромобилей в России

На конец 2022 года общее количество электромобилей в России составляло 150 тысяч единиц (около 0,3% от всего автопарка). Однако в 2023 году наблюдался активный рост — за 11 месяцев парк электрокаров увеличился на 12,8 тысячи, а к концу года, эта цифра превысила 45 тысяч автомобилей. Самые популярные марки в прошлом году были Zeekr, Li Auto, Evolute, Voyah и другие.


Электромобили пока покупают в основном в качестве второго или третьего авто, чаще всего в Москве, Московской области и других «богатых» регионах. Однако, ожидается дальнейший активный рост рынка — более 190 тысяч единиц к концу 2024 года, в том числе и за счет господдержки. А по данным «Автостата» есть уверенность, что в период до 2030 года российский объем электрокаров увеличится в 10 раз.

Что выгоднее - электромобиль или бензиновый

Электромобиль Ora 03


Факторы, определяющие насколько выгоден электромобиль

Ключевая причина постоянно растущего роста интереса к электрическому транспорту — очевидная выгода электромобилей. Потенциальных автовладельцев также привлекает экологичность, бесшумность и плавность хода. Однако при принятии решения о покупке такой автотехники потребители сталкиваются с рядом факторов, которые определяют экономическую целесообразность такого приобретения.

Бесспорно, что владение электрокаром на сегодня выходит намного дешевле по сравнению с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, учитывая как расходы на топливо, так и на обслуживание. А если учесть еще и перспективу роста цен на бензин и дизель, то экономическая выгодность электрокаров только усиливается.

Ключевыми аспектами, влияющими, насколько выгоднее электромобиль, являются такие моменты:

  • Условия эксплуатации — особенности климата.
  • Развитость инфраструктуры — сложность планирования маршрута.
  • Стоимость зарядки от разных источников — дешевле дома, особенно ночью.
  • Наличие государственных субсидий и льгот — хороший стимул для покупки.
  • Затраты на обслуживание и запчасти.

Тщательный анализ и сопоставление всех этих факторов поможет сделать взвешенный выбор в сторону современного и перспективного электрического авто или остановиться пока на более привычном транспорте — машине с ДВС. Разберемся с этими моментами более подробно.


Потребление зарядки электромобиля

Условия эксплуатации

Климатические условия региона эксплуатации существенно влияют на выгодность приобретения электрокара. Чем холоднее зима, тем больше энергии требуется для подогрева салона, что ведет к повышенному потреблению зарядки электромобиля и сокращению запаса хода. Плюс к этому, в условиях суровых морозов емкость АКБ может уменьшаться на четверть и более по сравнению с летним периодом. Это значит, что для того же запаса хода зимой потребуется большее количество подзарядок с соответствующими дополнительными затратами.

При температуре ниже –20оС выгода от использования электромобиля по сравнению с авто с ДВС уже не столь очевидна. В еще более суровых условиях могут возникнуть и трудности с запуском электрокара. Так что для регионов с мягким климатом электромобиль будет оптимальным решением, а вот в районах с сильными морозами придется учитывать повышенный расход и дополнительные сложности эксплуатации электротранспорта зимой.

Развитость инфраструктуры

Что выгоднее электромобиль или бензиновый транспорт, во многом определяется развитостью инфраструктуры. От количества и доступности зарядных станций напрямую зависит комфортность использования такого авто. В городах, где сеть терминалов развита хорошо, можно без проблем найти станцию для зарядки по пути следования или по месту стоянки. Планировать маршруты не придется, и времени на пополнение энергии потребуется минимум. А значит, эксплуатация электромобиля будет максимально комфортной и выгодной.

Там же, где количество зарядных станций невелико, владельцу электрокара приходится выстраивать маршруты так, чтобы успеть подзарядить батарею, что не всегда удобно. К тому же долгое ожидание в очереди тоже не прибавляет привлекательности электротранспорту. Поэтому, в регионах с малоразвитой инфраструктурой обладание электромобилем теряет часть выгоды.

Цена зарядки

Стоимость потребления электроэнергии электромобилями от разных источников питания существенно сказывается на экономической выгоде их использования:

  • Подключение к бытовой сети 220В по ночному тарифу обойдется всего в 2–5 рублей за 1 кВт*ч. Это делает подзарядку дома очень выгодной для владельца. Стоимость 1 км пробега в таком случае минимальная.
  • На коммерческих станциях цена 1 кВт*ч в 3–4 раза выше и составляет в среднем около 16 рублей. Соответственно и цена пробега при зарядке на платных терминалах получается заметно больше.
  • Использование платных терминалов быстрой зарядки обходится еще дороже — порядка 21–25 рублей за 1 кВт*ч. Здесь цена одного километра в 2–3 раза превышает цену зарядки от обычной сети.

То есть, чем дешевле обходится зарядка, тем выше экономическая выгода от использования электромобиля. Поэтому, наличие возможности бесплатной или дешевой подзарядки дома ночью увеличивает привлекательность покупки такого авто.

Потребление электромобилей

Государственная поддержка: субсидии и льготы

Выгоден ли электромобиль в России также во многом зависит от того насколько в этом заинтересовано государство или правительство. Наличие всевозможных субсидий и льгот является важным фактором, положительно влияющим на выгодность приобретения электрокара. Во-первых, учитывая более высокую стоимость современного транспорта, предоставление дотации на покупку в размере до 25% его стоимости делает такие автомобили более доступными для большинства автовладельцев. Однако это касается локализованных электромобилей, а сумма компенсации не может превышать 925 тыс. руб.

Во-вторых, освобождение в некоторых регионах от уплаты транспортного налога позволяет экономить на владении электрокаром в течение нескольких лет. Это тоже немаловажный фактор. В-третьих, наличие льгот по оплате парковки, проезда по платным трассам дополнительно стимулирует интерес к этому виду транспорта.


То есть господдержка в виде выплат на покупку, налоговых и иных льгот делает электромобили еще более выгодным приобретением по сравнению с традиционными авто. Что в свою очередь ускоряет развитие этого перспективного сегмента транспорта.

Выгода электромобилей

Расходы на обслуживание и запчасти

Насколько выгоден электромобиль, легко оценить по расходам на обслуживание и запчасти. Ведь в этом плане у него есть ощутимые преимущества:

  • Во-первых, электромотор гораздо проще устроен, чем двигатель внутреннего сгорания. Соответственно, в электрокаре гораздо меньше компонентов, требующих регулярной замены: нет масла, свечей, приводных ремней и др. Интервалы между техобслуживанием намного больше. Плюс к этому, по сравнению с авто с ДВС при каждом ТО достигается экономия по несколько тысяч рублей.
  • Во-вторых, такие узлы, как тормозные колодки и диски, реже приходится менять благодаря эффективной системе рекуперации энергии при торможении.
  • В-третьих, значительно более долговечная трансмиссия. Вместо сложных механических коробок здесь используется редуктор, не требующий трудоемкого обслуживания. Срок службы трансмиссии электрокара в разы больше чем у обычного авто.

В итоге, владелец электромобиля тратит как минимум в 2–3 раза меньше средств на обслуживание и ремонт. А это существенно сказывается на общей выгодности этого вида транспорта по сравнению с авто с ДВС.

Электромобили: потребление электроэнергии  

Выгоден ли электромобиль сегодня в РФ: конкурентные преимущества

Выгодно ли иметь электромобиль сегодня в России рассмотрим на примере стоимости его эксплуатации на 1 км пути. В городских условиях, при частых остановках и невысокой скорости, расход электроэнергии электрокаром получается минимальным, порядка 12–15 кВт*ч на 100 км. Соответственно, при стоимости 1 кВт*ч = 5 рублей (зарядка домашней сети), 1 км обойдется в 60–75 копеек. В то же время расход бензинового авто (допустим, 10 литров на 100 км) при цене 50 рублей за литр составляет 5 рублей на 1 км. То есть электрокар в городе выгоднее в 7–8 раз!

Электромобиль расходует относительно немного энергии в городских условиях в силу нескольких причин:

  • Низкие скорости. В городе редко приходится разгоняться свыше 50–70 км/ч. Соответственно и потребление энергии невелико.
  • Частые остановки. На каждой остановке (светофор, пробка) расход энергии сводится к минимуму, в то время как у авто с ДВС мотор продолжает работать на холостом ходу.
  • Рекуперация энергии при торможении. За счет преобразования кинетической энергии торможения в электричество, которое идет на зарядку батарей, экономится до 20% расходов на «топливо».
  • Отсутствие лишних циклов разгон-торможение. Электропривод позволяет плавнее ускоряться и снижать скорость.

В итоге, в городских условиях электромобиль показывает минимальный расход энергии на единицу пробега, что и определяет его высокую эффективность.

 
Электромобили и гибриды с гарантией в Neocars
ZEEKR 001
Электромобиль
ZEEKR 001
Мощность электромотора 789 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
LOTUS ELETRE
Электромобиль
LOTUS ELETRE
Мощность электромотора 918 л.с.
Запас хода 560 км
Емкость батареи 112 кВт
Смотреть
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Гибрид
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Мощность электромотора 816 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 65,9 кВт
Смотреть
YANGWANG U8
Гибрид
YANGWANG U8
Мощность электромотора 1196 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 49,05 кВт
Смотреть
LI L9
Гибрид
LI L9
Мощность электромотора 544 л.с.
Запас хода 1412 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
Polar Stone 01 (JISHI)
Гибрид
Polar Stone 01 (JISHI)
Мощность электромотора 475 л.с.
Запас хода 1338 км
Емкость батареи 56.1 кВт
Смотреть
LI L7
Гибрид
LI L7
Мощность электромотора 449 л.с.
Запас хода 1421 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
AITO M7
Гибрид
AITO M7
Мощность электромотора 455 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M5
Гибрид
AITO M5
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1265 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M9
Гибрид
AITO M9
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1239 км
Емкость батареи 52 кВт
Смотреть
IM LS6 Zhiji
Электромобиль
IM LS6 Zhiji
Мощность электромотора 787 л.с.
Запас хода 702 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM LS7 Zhiji
Электромобиль
IM LS7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 625 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM L7 Zhiji
Электромобиль
IM L7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 615 км
Емкость батареи 90 кВт
Смотреть
HIPHI X
Электромобиль
HIPHI X
Мощность электромотора 598 л.с.
Запас хода 550 км
Емкость батареи 97 кВт
Смотреть
HIPHI Z
Электромобиль
HIPHI Z
Мощность электромотора 672 л.с.
Запас хода 705 км
Емкость батареи 120 кВт
Смотреть
Все автомобили
 

В смешанном цикле выгода сохраняется, но менее значительная. 20 кВт*ч энергии на 100 км электромобиля обходится в 1 рубль на километр против 5 рублей бензинового расхода. А вот на скоростном шоссе, где затраты электричества возрастают до 30 кВт*ч, выгода сокращается до 1,5 раз. Причин такой ситуации несколько:

  1. Высокие скорости на загородных участках. На трассе электрокар разгоняется до 100–120 км/ч, что требует существенных затрат энергии на преодоление аэродинамического сопротивления.
  2. Отсутствие рекуперации. При движении с постоянной скоростью нет возможности возвращать энергию обратно в батарею во время торможений.
  3. Потребление энергии на бортовое оборудование. В дальних поездках чаще используется кондиционер, обогрев сидений, медиасистема и прочие потребители в салоне.
  4. Недостаточно развитая инфраструктура зарядок. Приходится совершать лишние крюки к зарядным станциям, что увеличивает энергопотребление.

Таким образом, смешанные условия движения по городу и загородным трассам приводят к менее эффективному использованию заряда батареи электромобилем. Поэтому, его расход энергии несколько возрастает.


Несмотря на это, напрашивается общий вывод — электромобиль сегодня намного выгоднее в эксплуатации, особенно в городских условиях и комбинированном цикле.

На сколько выгоднее электромобиль    

Для большей наглядности, выгодно ли иметь электромобиль в России, представим очевидные доказательства в виде таблицы:

 
Параметры Электромобиль Авто с ДВС
Стоимость 100 км в городе, руб. 60–80 500
Стоимость 100 км в смешанном цикле, руб. 100 400–450
Стоимость 100 км на автомагистрали, руб. 150 300–400
Цена 1 л условного топлива 5–7 руб. за 1 кВт*ч 50 руб. бензин
Налоги и пошлины в некоторых регионах нет есть, стандартные
Стоимость машины выше ниже
Расходы на обслуживание ниже в 2–3 раза средние
 

Где сегодня можно выгодно приобрести электромобиль в России?

Большой выбор электромобилей различных классов и ценовой категории сегодня представлен на сайте НЕО КАРС. Компания является одним из крупнейших поставщиков на российский рынок современного транспорта — электрокаров и гибридов всех типов. В нашем автосалоне вы можете купить Lotus Eletre, Zeekr 001, Lixiang L9, Yangwang U8, Mengshi M-Hero 917, Polar Stone 01, и др. Продажи осуществляются с расширенной поддержкой, которая включает не только бесплатные консультации, но и полный список сервисных работ от русификации интерфейсам мультимедиа до ремонта любой сложности. Плюс к этому, вы в любой момент можете связаться с нашими мастерами, чтобы узнать, например, как снизить потребление электроэнергии при зарядке электромобиля дома, какую тяговую батарею установить LI L9, или задать другие вопросы.

   
Автосалон Neocars
15 февраля, 2024

Нужна помощь в подборе электромобиля?

Оставьте заявку

и мы перезвоним вам в течении 15 минут

Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вам также может быть интересно
Тестовый заголовок
Все автомобили
Мы используем куки [cookies], чтобы улучшить ваш опыт использования нашего сайта.