Как правильно заряжать электромобиль
В основе силовой установки любого современного электромобиля всегда лежит тяговая высоковольтная батарея. Именно это сложное и вполне самостоятельное устройство требует бережного к себе отношения. Несмотря на то, что технические характеристики и требования по зарядке отличаются у разных производителей, есть общие правила как правильно заряжать электромобиль, пренебрегать которыми не стоит, если вы хотите дольше пользоваться любимым автомобилем без проблем.
Виды высоковольтных аккумуляторов
Высоковольтная батарея представляет собой высокотехнологичный блок, который устроен гораздо сложнее, чем обычный бытовой аккумулятор. В современных электромобилях преимущественно используются литий-ионные батареи и их вариации — литий-железо-фосфатные, литий-полимерные, никель-кадмий-марганцевые и многие другие.
Однако в ближайшие несколько лет они вполне могут уступить место следующей ступени эволюции элементов хранения электрического заряда — твердотельным аккумуляторам. Ключевым отличием твердотельной батареи является твердый электролит, который при сопоставимых размерах обладает увеличенной плотностью заряда по сравнению с привычной литий-ионной, в любом виде которой электролит — жидкий. То есть твердотельный аккумулятор даст больший запас хода.
Но на данный момент самым распространенным видом батарей все еще являются литий-ионные. Их выбирают из-за их довольно высокой плотности заряда, долгого срока службы, относительно простых правил хранения и способности выдерживать большое количество циклов зарядки. Но есть и минус — литий-ионные аккумуляторы пожароопасны. Поэтому некоторые производители обратили свой взор на более безопасные литий-железо-фосфатные батареи. Они безопасные, морозостойкие, дешевле в производстве. Минус — низкая плотность заряда, а значит, и запас хода электромобиля. Поэтому их используют в бюджетных модификациях и моделях.
Высоковольтные батареи состоят из множества отдельных элементов — ячеек, которые соединяются в модули или блоки. Каждая ячейка — это отдельный аккумулятор, который может быть заряжен и разряжен независимо. Управление такими батареями осуществляется через специализированные системы управления батареей — BMS (Battery Management System), которые контролируют заряд, разряд, температуру каждой ячейки и общее состояние батареи. BMS играет важную роль в обеспечении правильной зарядки, продлении срока службы батареи и обеспечении ее безопасности.
Именно блок BMS при подключении электромобиля к зарядной станции определяет параметры для правильной зарядки. Он авторизует процесс, «понимает», что за ЭЗС к нему подключена, какой она выдает максимальный ток и в зависимости от состояния аккумулятора и внешних условий разрешает или запрещает зарядку, а также регулирует ее мощность.
Как правильно заряжать электромобиль Zeekr
Разберем на примере модели Zeekr 001 — самого популярного электрического автомобиля в России в последний год с лишним. Как и у большинства современных электромобилей, у Zeekr 001 есть два порта: передний предназначен для медленной зарядки, в том числе с помощью домашних решений, а задний — для быстрой на мощных ЭЗС.
Для поиска подходящих и свободных ЭЗС удобнее всего использовать одно из многочисленных приложений компаний, устанавливающих свои зарядные станции в вашем регионе. С их помощью можно подобрать правильную станцию по подходящей мощности, типу разъема и стоимости зарядки.
Оговоримся, что на некоторых станциях можно заряжаться бесплатно. К примеру, к ним относятся ЭЗС под брендом «Энергия Москвы». В остальных случаях придется заплатить. В зависимости от бренда и мощности зарядки, стоимость будет варьироваться в пределах 15–25 рублей.
В случае с Zeekr 001 для быстрой зарядки в нем установлен китайский разъем GB/T. Если на выбранной вами ЭЗС нет подходящего разъема, рекомендуем воспользоваться специальным переходником. Приобрести адаптер для правильной зарядки электромобиля вы можете в EVCARS.
Все показатели по процессу будут видны в фирменном приложении, а также в пункте меню «Зарядка» самого Zeekr 001. В приложении вы можете настроить время, которое будет производиться зарядка, а также выбрать удобный способ оплаты.
В меню автомобиля будут видны параметры напряжения, силы тока, мощности, а также времени, необходимого для полной зарядки батареи с учетом текущей мощности и остатка заряда. Через меню Zeekr 001 также можно принудительно остановить процесс.
Как правильно заряжать электромобиль в домашних условиях
Зарядка на медленных ЭЗС или в домашних условиях ничем принципиально не отличается, но нужно иметь в виду, что на полный заряд батареи придется потратить гораздо больше времени. Zeekr 001 с аккумулятором емкостью 100 кВтч на таких станциях будет заряжаться до 13–15 часов, если аккумулятор разряжен до 10%. Подобные станции правильнее использовать в собственных домах и ставить электромобиль заряжаться на ночь. Приобрести и установить такие станции зарядки вы можете в EVCARS. Наши специалисты помогут с выбором подходящей станции именно для вашей модели электромобиля.
Как правильно заряжать аккумулятор электромобиля
Для продления срока жизни тягового аккумулятора и сохранения его номинальной емкости как можно дольше, рекомендуется придерживаться простых правил, большая часть которых касается и ваших привычных гаджетов — аккумуляторы в электромобилях и смартфонах все же не такие уж разные и подчиняются одним и тем же законам физики и химии.
Используйте правильное, а лучше сертифицированное и рекомендованное производителем оборудование для зарядки. Используйте кабели и адаптеры проверенных брендов либо от производителя модели.
Как ни странно, ситуация с электрическими зарядными станциями не сильно отличается от выбора АЗС для заправки автомобилей на горючем топливе. Опытные автовладельцы знают, на каких АЗС бензин или дизель качественнее. То же самое касается выбора ЭЗС для зарядки электромобиля, только смотреть нужно не на электричество, а на его проводники.
В общем-то, это очень похоже на выбор блока зарядки для вашего смартфона. Премиальные модели обычно заряжают качественными и дорогими адаптерами, а не подделками низкого качества.
Перед началом зарядки на общественной ЭЗС убедитесь, что разъем кабеля сухой и чистый. Загрязненный разъем может повредить коннекторы вашего электромобиля, что приведет к дорогостоящему ремонту.
Старайтесь не разряжать батарею электромобиля ниже 20–25% — это негативно сказывается на ее «здоровье». Правильный уровень заряда для литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов — 25–80%. Поэтому во многих моделях электромобилей — и Zeekr 001 не исключение — есть функция принудительного ограничения уровня заряда.
Старайтесь часто не заряжать батарею до 100% — это ускоряет процесс старения и снижения ее полной емкости. Однако имейте в виду, что в течение первого года эксплуатации максимальная емкость снижается на 3–7% — это нормальный процесс, который позднее сильно замедляется. Заряжайтесь до 100%, если планируете длительную поездку.
Учитывайте погодные условия. Температура окружающей среды — важный фактор, который влияет на скорость зарядки батареи. Если непрогретый электромобиль поставить заряжаться на относительно быструю зарядку мощностью, например, 50–60 кВт, блок BMS принудительно ограничивает максимальную мощность несколькими киловаттами. Таким образом система защищает батарею от перегрузки и ускоренного износа.
Каждый современный автомобильный тяговый аккумулятор имеет встроенную систему терморегуляции, которая поддерживает правильную внутреннюю температуру. Поэтому в сильный мороз система сначала должна прогреть его изнутри, чтобы компоненты были готовы к приему высокой мощности. Рекомендуется избегать длительного хранения электромобиля на сильном морозе — это негативно сказывается на сроке жизни батареи и ее максимальной емкости.
То же самое касается сильной жары. Чтобы избежать перегрева, блок BMS охлаждает аккумулятор. Поэтому правильнее содержать электромобиль в тени.
Учитывайте, что система терморегуляции расходует небольшое количество энергии самой батареи, поэтому рекомендуется проверять состояние заряда батареи через приложение или меню самого автомобиля.
Кроме того, неправильно длительно хранить электромобиль как с полностью заряженной, так и разряженной батареей. Это может ускорить ее деградацию. Если машину не планируется использовать в течение длительного времени, то лучше всего зарядить или разрядить ее до уровня 50–70%.
Как и обычный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, электромобиль требует своевременного обслуживания и диагностики. Профессионалы НЕО СЕРВИС обладают богатым опытом обслуживания и ремонта электромобилей и гибридов популярных брендов: Zeekr, Li Auto, Avatr, Lotus, AITO, HiPhi, ORA, BYD и многих других. При необходимости провести плановое обслуживание или внеплановый ремонт, вы всегда можете обратиться в нашу компанию. И помните, что если вы покупали электромобиль в EVCARS с гарантией, то ремонт для вас будет бесплатным.
Автосалон EVCARS
10 июня, 2024
Нужна помощь в подборе электромобиля?
Оставьте заявку
и мы перезвоним вам в течении 15 минут
Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку
персональных данных.
Синхронный, асинхронный, на постоянных магнитах, индукционный, с обмоткой возбуждения, однофазный, трехфазный, шаговый, коллекторный, бесщеточный. Все это — различные типы электромоторов. […]
Учитывая многочисленные плюсы электромобилей, спрос на эту категорию личного транспорта постоянно растет. Однако в мире не существует идеальных или универсальных […]
Прежде чем говорить, как работает электромобиль, сначала определимся, что это за машины, их разновидности, устройство и ключевые отличия. Все категории […]