Твердотельные аккумуляторы для электромобилей — шаг в будущее

Твердотельные аккумуляторы для электромобилей — шаг в будущее

Содержание статьи

Твердотельные аккумуляторы — это самая перспективная разработка в сфере автомобилей на новой энергии, которая должна существенно улучшить опыт от эксплуатации электромобилей и значительно увеличить запас хода на одной зарядке.


Что собой представляют батареи для электромобилей

Твердотельные батареи, по сути своей, мало чем отличаются от распространенных литий-ионных. Главным отличием является твердый электролит, из-за которого они и получили свое название. Сами по себе твердые электролиты не новы для науки — первые эксперименты имели место в середине XIX века, но создать стабильный, эффективный и энергоемкий состав смогли лишь в 2011 году. Именно тогда автомобильная промышленность только начала вставать на рельсы электрификации и компании одна за другой начали осторожно изучать возможности автомобилей на аккумуляторах, серийно выпуская одну-две модели низкими тиражами.

Современные твердотельные аккумуляторы представляют собой стандартную батарею из анода, катода и электролита, но все эти элементы имеют твердое состояние. Часто в качестве анода применяется металлический литий, катодом выступают различные оксиды или сульфиды, что позволяет увеличить плотность заряда. Твердый электролит выступает идеальным разделителем и проводником ионов лития, пропуская только их.


Устройство твердотельных батарей

Устройство твердотельных батарей


 
Именно эти характеристики призваны решить основные проблемы литий-ионных аккумуляторов: воспламеняемость, ограничения по максимальному напряжению, долговечность, мощность отдачи и прочие.

Когда речь заходит о первых массовых электрических автомобилях, многие сразу вспоминают Tesla Илона Маска. Американская компания действительно преуспела на рынке, но до сих пор и Tesla, и ее конкуренты используют в своих моделях литий-ионные батареи. Также незначительно распространены никель-металл-гидридные решения, но их срок службы, возможности скоростной зарядки и выносливость гораздо хуже, чем у литий-ионных.

Литий-ионные аккумуляторы имеют множество разновидностей, но суть их остается прежней. И недостатки этих батарей также в той или иной мере совпадают. Несмотря на развитие технологии, эволюционного скачка за почти 15 лет мы так и не увидели. Таким скачком обещают стать именно твердотельные батареи.


Электрические автомобили - твердотельные аккумуляторы  

Преимущества твердотельных батарей

В твердотельных аккумуляторах, как мы упомянули выше, применяется металлический литий в качестве анода. В литий-ионных для производства анода используется графит. Это углеродная структура, которая в процессе эксплуатации может накапливать на себе неоднородный слой электролита, который постепенно разрушает его, вследствие чего батарея быстро приходит в негодность, теряя свои свойства.


Переход на литиево-металлические аноды должен существенно повысить плотность заряда и практически удвоить емкость — основной объект критики в литий-ионных решениях.

Твердотельные батареи для электромобилей  

Кроме того, твердотельные аккумуляторы, по заявлениям ученых, занимающихся их разработкой в различных стартапах и технологических компаниях, не будут нуждаться в громоздкой система терморегуляции, которая необходима в современных литий-ионных решениях. Им она просто не нужна. Это поможет сделать массовое производство твердотельных батарей дешевле.

Твердотельные аккумуляторы также заметно легче литий-ионных, что скажется как на общей массе электромобиля, так и на его запасе хода — нужно приложить меньше усилий, чтобы нести на себе тяжелую батарею. Например, твердотельная батарея емкостью 80 кВтч будет примерно на ⅔ легче аналогичной литий-ионной.


Скорость зарядки твердотельных аккумуляторов также заметно выше традиционных литий-ионных. На полную зарядку может требоваться до 15 минут. Сегодня для реализации скоростной зарядки производители вынуждены повышать максимальное напряжение в архитектуре электромобилей до 800 В. Это позволяет заряжать их с 10% до 80% за 10–30 минут в зависимости от производителя.

Недостатки

Одно дело разработать технологию в теории и совсем другое — применить на практике. Главной сложностью на пути массового производства таких аккумуляторов является чрезвычайная их подверженность влиянию повышенной влажности и окислению под воздействием кислорода.

Еще одним препятствием стало простое механическое давление, под которым необходимо постоянно держать все компоненты батареи: анод, катод и электролит между ними. Если не обеспечить достаточное давление, в процессе разрядки и зарядки между ними образуются микроскопические зазоры, которых, тем не менее, достаточно для образования дендритов — наростов из металлического лития, которые буквально протыкают электролит насквозь и ведут к короткому замыканию.


Образование дендритов в твердотельных батареях

Образование дендритов в твердотельных батареях


 

Новые разработки - какие производители достигли успеха

В 2023 году компания Toyota, неожиданно для многих, заявила, что готова массово производить твердотельные аккумуляторы с 2027 или 2028 года. По словам инженеров компании, Toyota совершила прорыв в разработке нового типа батарей.

Осенью 2023 года Toyota заявила, что совместно с компанией Idemitsu будет производить на заводе в Тейхо твердотельные аккумуляторы на основе электролита из «твердого сульфида». Именно этот материал показал наилучшие показатели и был выбран основой для будущей продукции.


Новые разработки твердотельных аккумуляторов для электромобилей  

Тем не менее, инженеры Toyota уточняют, что для повышения стабильности и обеспечения лучшего качества производства все еще нужно некоторое время.

Крупнейший мировой производитель аккумуляторов китайская компания CATL (Contemporary Amperex Technology Co Ltd) представила собственную разработку в апреле 2023 года — полутвердотельная батарея или Semi-Solid State Battery. В ней все еще используется жидкий электролит, но его плотность крайне высока, что практически делает его твердым. И все же состав электролита и его исходное состояние больше приближены к тем, что используются в классических литий-ионных аккумуляторах.


CATL отмечает, что повышенная плотность электролита позволила добиться плотности заряда до 500 Втч/кг, тогда как в обычных литий-ионных плотность редко достигает показателя 300 Втч/кг.

Похожую полутвердотельную батарею китайский производитель NIO применил на модели ET7 в декабре 2023 года, отправив автомобиль в путешествие и организовав прямую трансляцию всей поездки, которая продлилась более 14 часов. За это время электромобиль преодолел 1044 км, оставив в запасе 3% заряда.

Батарея, разработанная компанией WeLion, имеет емкость 150 кВтч при массе 575 кг. Каждая ячейка аккумулятора имеет показатель плотности заряда 360 Втч/кг. Автомобиль 92% времени двигался под управлением собственной системы автопилотирования Navigate-on-Pilot+ на скорости до 90 км/ч в диапазоне температуры воздуха от −2 до +12 по Цельсию. Климат-контроль поддерживал в салоне постоянную температуру 20 градусов.

Президент компании NIO Цинь Лихонг отметил, что технология пока новая и обойдется желающим очень дорого — цена только самой батареи сопоставима с целым новым автомобилей компании ET5, то есть примерно $40 000.

Другая китайская компания IM (также известная под брендов Zhiji) представила на Женевском автосалоне модель L6 — младшую модель в семействе седанов, которая впрочем почти достигает 5 метров в длину. Производитель, помимо стандартных литий-ионных, представил и технологию твердотельного аккумулятора, который по европейскому циклу WLTP показал запас хода более 800 км. IM L6 поступит в продажу примерно в середине 2024 года.


 
Электромобили и гибриды с гарантией в Neocars
IM LS6 Zhiji
Электромобиль
IM LS6 Zhiji
Мощность электромотора 787 л.с.
Запас хода 702 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
ZEEKR 001
Электромобиль
ZEEKR 001
Мощность электромотора 789 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
LOTUS ELETRE
Электромобиль
LOTUS ELETRE
Мощность электромотора 918 л.с.
Запас хода 560 км
Емкость батареи 112 кВт
Смотреть
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Гибрид
Dongfeng Mengshi M-Hero 917
Мощность электромотора 816 л.с.
Запас хода 750 км
Емкость батареи 65,9 кВт
Смотреть
YANGWANG U8
Гибрид
YANGWANG U8
Мощность электромотора 1196 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 49,05 кВт
Смотреть
LI L9
Гибрид
LI L9
Мощность электромотора 544 л.с.
Запас хода 1412 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
Polar Stone 01 (JISHI)
Гибрид
Polar Stone 01 (JISHI)
Мощность электромотора 475 л.с.
Запас хода 1338 км
Емкость батареи 56.1 кВт
Смотреть
LI L7
Гибрид
LI L7
Мощность электромотора 449 л.с.
Запас хода 1421 км
Емкость батареи 52,3 кВт
Смотреть
AITO M7
Гибрид
AITO M7
Мощность электромотора 455 л.с.
Запас хода 1000 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M5
Гибрид
AITO M5
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1265 км
Емкость батареи 40 кВт
Смотреть
AITO M9
Гибрид
AITO M9
Мощность электромотора 496 л.с.
Запас хода 1239 км
Емкость батареи 52 кВт
Смотреть
IM LS7 Zhiji
Электромобиль
IM LS7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 625 км
Емкость батареи 100 кВт
Смотреть
IM L7 Zhiji
Электромобиль
IM L7 Zhiji
Мощность электромотора 578 л.с.
Запас хода 615 км
Емкость батареи 90 кВт
Смотреть
HIPHI X
Электромобиль
HIPHI X
Мощность электромотора 598 л.с.
Запас хода 550 км
Емкость батареи 97 кВт
Смотреть
HIPHI Z
Электромобиль
HIPHI Z
Мощность электромотора 672 л.с.
Запас хода 705 км
Емкость батареи 120 кВт
Смотреть
Все автомобили
 

Перспективы внедрения твердотельных аккумуляторов

У передовой технологии, как водится, есть свои критики и защитники. Скептически настроенные эксперты и участники рынка прогнозируют долгую интеграцию новой технологии из-за того, что солидные средства и инвестиции пока вливаются в доработку литий-ионных батарей, тогда как должны обеспечивать развитие и внедрение твердотельных уже сейчас.

Кроме того, перевод множества конвейеров с выпуска литий-ионных на производство твердотельных аккумуляторов потребует не только значительных вливаний, но и повлечет необходимость утилизировать старое оборудование и заново выстраивать цепочки поставок.


Твердотельные батареи для электрокаров  

Защитники технологии настаивают, что существующая инфраструктура в большинстве случаев прекрасно подходит для использования твердотельных батарей. Кроме того, технология точно привлечет к себе внимания большего числа потенциальных покупателей, так как решает основную проблему электромобилей — необходимость частых и долгих зарядок, падение емкости в сильные морозы, а также сравнительной небольшой запас хода на одном заряде.

При желании узнать свойства и технические характеристики электрокаров в реальных условиях, воспользуйтесь услугами компании «НЕО КАРС». Наши специалисты оперативно предоставят информацию о реальных характеристиках электрических моделей, которые сегодня представлены на российском рынке. В нашем каталоге большой выбор электромобилей и гибридов, таких как Lixiang L9, Zeekr 001, Lotus, Aito M5, Mengshi M-Hero 917, Hiphi Z, BYD U8, Aito M9, Polar Stone 01, которые продаются с фирменной гарантией. Помимо русификации интерфейса и мультимедиа, она включает бесплатные консультации, установку дополнительного оборудования и опций, а также полный перечень сервисных работ по техобслуживанию и ремонту.

 
Автосалон Neocars
6 марта, 2024

Нужна помощь в подборе электромобиля?

Оставьте заявку

и мы перезвоним вам в течении 15 минут

Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вам также может быть интересно
Тестовый заголовок
Все автомобили
Мы используем куки [cookies], чтобы улучшить ваш опыт использования нашего сайта.