![Вес электромобиля — какой он и на что влияет?](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-1-optimized.jpg)
Вес электромобиля — какой он и на что влияет?
Современные электромобили быстрее, навороченнее, эффективнее и разумеется экологичнее, чем аналогичного класса модели с двигателем внутреннего сгорания. Но из-за особенностей конструкции электрокары существенно тяжелее. Объясняем, что делает их вес больше и на что влияет масса автомобиля с электрическим двигателем.
Электромобили стремительно завоевывают свое место под солнцем. У них масса преимуществ перед автомобилями с двигателем внутреннего сгорания:
- Эффективность: КПД электрокара составляет до 90%, в то время как у самых эффективных и экономичных двигателей внутреннего сгорания не превышает 30%.
- Экологичность: электромотор не выбрасывает в атмосферу никаких вредных веществ.
- Высокая динамика: у электромотора стабильный высокий крутящий момент, что обеспечивает моментальный мгновенный отклик на нажатие педали газа и очень быстрый разгон.
- Надежность: электромотор устроен проще, чем ДВС, практически не подвержен поломкам и гораздо реже требует обслуживания.
Распространение электромобилей, помимо более высокой стоимости, ограничивает лишь меньший по сравнению с традиционной машиной запас хода. Но по мере усовершенствования батарей электрокаров они становятся более эффективными и емкими. Пробег на одном заряде увеличивается, а время зарядки уменьшается.
![Zeekr 007 - вес электромобиля](/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-5-optimized.jpeg)
Zeekr 007
Остается еще один фактор — вес. В среднем электрокары весят на несколько сотен килограммов больше, чем автомобили с ДВС аналогичного класса.
Вес большинства электромобилей, представленных сегодня на рынке, более 1500 кг. Список автомобилей с аккумуляторами весом менее 1500 кг невелик: к ним относятся Mini Cooper SE, Fiat 500e, BMW i3 в версиях на 22 и 42 кВт/ч, Volkswagen e-up! в версиях на 18 и 36 кВт/ч, а также Mitsubishi i-MiEV.
Почему электромобили такие тяжелые
Блок аккумуляторов — самая тяжелая и массивная часть электрокара. Он содержит в себе десятки килограммов различных металлов и других химических элементов плюс конденсаторы, микросхемы, реле, компоненты системы охлаждения, кабели и изоляционные материалы. Кроме того, батарея заключена в массивный силовой корпус для защиты от механических повреждений. Все это образует «балласт» весом от 200 кг до тонны с лишним в зависимости от размеров и емкости аккумулятора.
Например, вес электрической Kia Soul EV весит около 1,6 тонны – примерно на 300 кг больше такой же машины с бензиновым двигателем 1,6 л.
Близкие по характеристикам седаны BMW — бензиновый M550i xDrive и электрический i5 xDrive M60 — имеют снаряженную массу 1885 и 2305 кг соответственно.
А вот вес полноразмерного электрического пикапа GMC Hummer EV 2023 года выпуска составляет целых 4111 кг. Одна только батарея этого электрокара весит 1315 кг — как вся Lada Vesta в полном фарше. Для сравнения, бензиновый GMC Sierra 2023 года, тоже полноразмерный пикап, весит менее 3 тонн.
![Hummer - масса электромобиля](/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-6-optimized.jpeg)
GMC-Hummer-EV
Интересно, что когда в Страховом институте дорожной безопасности США (Insurance Institute for Highway Safety ) – регуляторе, занимающимся оценкой безопасности автомобилей –– решили провести краш-тест электрического «Хаммера», инженеры всерьез опасались, что 4-тонный электромобиль вдребезги разнесет испытательную установку. Поэтому перед тем, как запустить в отбойник дорогостоящий электропикап, они проверили оборудование на прочность с помощью нескольких старых дешевых машин, вес которых увеличили стальными пластинами и бетонными блоками.
Помимо батареи, прибавку в массе дают электродвигатели и редукторы. Сами по себе они легче и компактнее, чем двигатели внутреннего сгорания. Но у электрокаров бывает не один, а два, три или даже четыре двигателя.
![Вес электромобиля в сравнении с обычным авто с ДВС](/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-3-optimized.jpg)
В основе GMC Hummer EV платформа Ultium c батареей весом в целую Lada Vesta
Чем больше вес электромобиля, тем большую нагрузку несут детали подвески, а значит, они должны быть массивнее и тяжелее. Также чем больше масса электрокара, тем больше кинетическая энергия, а значит, нужны более мощные и крупные тормоза. Чтобы уместить большие тормозные диски и массивные многопоршневые тормозные суппорты, нужны колеса большего диаметра (их вес больше).
Кроме того, электромобили обычно оснащены богаче своих бензиновых и дизельных собратьев. В них устанавливают дополнительные сервоприводы, электронные компоненты и системы повышения комфорта.
На что влияет масса электрокара
Масса влияет на следующие характеристики электрокара и окружающей инфраструктуры:
- Цена
- Дальность хода
- Управляемость
- Безопасность
- Дорожная инфраструктура
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Цена
Батарея электрокара — не только самый массивный компонент электромобиля, но и один из самых дорогих. Таковой ее делает не только обилие электроники, но и значительное количество редкоземельных материалов, используемых для наполнения ячеек. Cтоимость аккумулятора достигает четверти, а то и трети цены электрокара. Сколько стоит батарея электромобиля зависит от емкости. В среднем аккумуляторы обходятся производителям электрокаров в 111–125 долларов за кВтч, хотя крупнейшие производители, такие как китайская CATL, обещают уже к середине 2024 года снизить эту цену вдвое. Так или иначе, чем более емким, а значит и большим по весу является аккумулятор, тем выше будет итоговая стоимость электромобиля.
Ориентировочная стоимость некоторых электромобилей и их батарей:
Модель | Тип аккумулятора | Емкость, кВтч | Стоимость аккумулятора, $ | Стоимость автомобиля, $ |
Cadillac Escalade IQ | Никель-кобальт-марганец-алюминий (NCMA) | 200 | 22540 | 130000 |
Mengshi M-Hero 917 | Никель-марганец-кобальт (NMC) | 142 | 17040 | 98400 |
Zeekr 001 WE Long Range | Литий-железо-фосфат (LFP) | 140 | 14795 | 58085 |
Lotus Eletre | Литий-железо-фосфат (LFP) | 112 | 13440 | 114000 |
Tesla Model S | Никель-кобальт-алюминий (NCA) | 100 | 12030 | 88490 |
VW ID.4 | Никель-марганец-кобальт (NMC) | 62 | 8730 | 38995 |
![Масса электромобиля](/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-1-optimized.jpeg)
Cadillac Escalade iQ
Дальность хода
Чем больше вес электромобиля, тем больше энергии требуется для ускорения и поддержания скорости и тем меньше будет пробег до подзарядки.
По данным исследований Департамента энергетики США, каждые лишние 45 кг массы автомобиля увеличивают расход топлива на 2%. Большая масса негативно влияет и на экономичность электрокаров.
Компания AAA Automotive Engineering провела испытания популярного в США пикапа Ford F-150 Lightning в полностью электрической версии и обнаружила, что с грузом массой 635 кг в кузове (меньше максимально разрешенного веса 680 кг) дальность пробега у этого электрокара уменьшается на 24,5%.
![Вес электрокара](/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-2-optimized.jpeg)
Ford F-150 Lightning
Энтузиасты из сообщества владельцев электромобилей Tesla (где любят экспериментировать в поисках способов увеличить дальность хода) заменили 21-дюймовые штатные колеса электрокара Tesla Model Y Performance 2022 года на 20-дюймовые кованые, сбросив 27 кг веса. На одном и том же маршруте это позволило увеличить дальность хода с 495 до 515 километров.
Управляемость
Компоновка электромобилей отличается от авто с ДВС. Под капотом электрокара, если это не гибридный автомобиль, нет массивного двигателя с коробкой передач. Компактные блоки электромоторов с редуктором смонтированы непосредственно на передней и задней осях. А под днищем машины расположена тяжелая батарея (весом несколько сотен кг). Такая конструкция обеспечивает электрокарам идеальную развесовку и максимально низкий центр тяжести. Большой вес электромобиля, равномерно распределенный между передними и задними колесами, позволяет им крепко держаться за дорогу и улучшает управляемость и устойчивость.
Вместе с тем большая масса машины требует и более мощных усилителей рулевого управления и тормозов. Шины тоже должны быть рассчитаны на большую массу, поэтому у мощных и дорогих электромобилей большие и широкие колеса. Некоторые электрокары, например, внедорожник Mengshi M-Hero 917 или уже упоминавшийся Hummer EV, вдобавок оснащаются полноуправляемым шасси с подруливающими задними колесами. На небольших скоростях и при резком повороте руля они поворачиваются в противоположную передним колесам сторону. Это уменьшает радиус поворота. А при перестроениях на трассе все четыре колеса поворачиваются в одну сторону, позволяя машине плавно сместиться по диагонали в соседнюю полосу.
![Масса электрокара](/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-4-optimized.jpeg)
Безопасность
Из-за большого веса электромобилей к ним возникают вопросы в плане безопасности дорожного движения.
Согласно исследованию Национального бюро экономических исследований США, «базовая вероятность смертельного исхода» при аварии увеличивается на 47% с каждой дополнительной тысячей килограммов в автомобиле, а риск смертельного исхода еще выше, если столкнувшийся автомобиль - легкий грузовик (внедорожник, пикап или минивэн). Речь о том, что при столкновении легкой и тяжелой машин вероятность опасных или смертельных травм выше у пассажиров легкого автомобиля.
Более тяжелые электромобили опаснее для пешеходов и велосипедистов из-за длинного тормозного пути. Это особенно актуально с учетом того, что электрокары могут очень быстро разгоняться (например, внедорожник Yangwang U8 ускоряется до 100 км/ч за 3,8 секунды, а семиместный минивэн Zeekr 009 за 4,5 секунды) и некоторых водителей это провоцирует на опасную езду, оставляя меньше времени на то, чтобы среагировать и затормозить.
![Сколько весит электромобиль](/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-3-optimized.jpeg)
Шасси Yangwang U8 с 4 электродвигателями
«Очевидно, что большая масса электромобиля увеличивает его тормозной путь, и невозможно с уверенностью гарантировать, что на каждом электромобиле установлены достаточно эффективные с учетом этого веса тормоза.»
(Рауль Арбелаес, вице-президент Insurance Institute for Highway Safety).
![ZEEKR 001 YOU / Zsport рестайлинг 2024г.](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/zeekr_001-4-1024x668-optimized.webp)
![YANGWANG U8](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/yangwang-u8-14-1024x688-optimized.jpg)
![LOTUS ELETRE](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/lotus_eletre-9-1024x668-optimized.webp)
![Dongfeng Mengshi M-Hero 917](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/dongfeng_mengshi_m-hero_917-15-1024x576-optimized.png)
![LI L9 Ultra / Pro рестайлинг 2024г.](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/dsc00569-2-1024x683-optimized.webp)
![Polar Stone 01 (JISHI)](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/polar_stone_01-1-1024x668-optimized.webp)
![LI L7 Ultra / Max / Pro рестайлинг 2024г.](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/li_l7-1-1024x668-optimized.webp)
![AITO M7](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2024/02/aito_m7_56-1024x576-optimized.webp)
![AITO M5](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/aito_m5_slide_1-1024x576-optimized.webp)
![AITO M9](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2024/02/aito-m9-maneuverability-1024x603-optimized.jpg)
![IM LS6 Zhiji](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2024/02/im_ls6-24-1024x768-optimized.jpg)
![IM LS7 Zhiji](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/im_ls7_91-1024x683-optimized.jpg)
![IM L7 Zhiji](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2024/02/im-l7-3-1024x577-optimized.jpg)
![HIPHI X](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/DSC02460-scaled-1-1024x683-optimized.webp)
![HIPHI Z](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2023/05/hiphi_z-3-1024x668-optimized.webp)
Влияние веса электромобиля на дорожную инфраструктуру
По мере того, как автомобили (не только электро, но и обычные) прибавляют в весе, возрастает нагрузка на дорожную сеть.
Электромобили, вес которых больше аналогичных авто с ДВС, подвергают дорожное полотно интенсивному износу. При этом во многих странах ремонт дорог финансируется из транспортного налога и акцизов на топливо, которые не распространяются на электротранспорт. Иными словами, владельцы электрокаров пользуются дорогами, но практически не платят за их ремонт и поддержание в рабочем состоянии. И хотя доля электромобилей в трафике пока не так велика, чтобы это представляло серьезную проблему, в перспективе это может измениться.
В некоторых странах поднимается вопрос о несоответствии устаревшей дорожно-транспортной и парковочной инфраструктуры новым, большим по весу транспортным средствам. Внимание к этой проблеме привлекло обрушение в 2023 году в Нью-Йорке паркинга 1925 года постройки, когда второй этаж с припаркованными автомобилями рухнул вниз. Авария не обошлась без жертв.
![Средний вес электромобиля](/wp-content/uploads/2023/05/ves-elektromobilya-2-optimized.jpg)
Обрушение паркинга в Мэриленде, штат Пенсильвания, США
Тем временем в Великобритании Британская парковочная ассоциация уже рекомендовала увеличить прочность несущих конструкций на многоэтажных паркингах на фоне роста электромобильного парка.
Подробнее узнать об устройстве электромобилей, которые можно купить в России, вы можете у специалистов «НЕО КАРС». В нашем каталоге большой выбор электрокаров и гибридов, таких как Lixiang L9, Zeekr 001, Lotus, Aito M7, Mengshi M-Hero 917, Hiphi Z, Lixiang L7, BYD U8, Aito M9, Polar Stone 01, которые продаются с фирменной гарантией. Помимо русификации интерфейса и мультимедиа, она включает бесплатные консультации, установку дополнительного оборудования, опций, а также полный перечень сервисных работ по техобслуживанию и ремонту. Ждем вас в нашем автосалоне на Новорижском шоссе каждый день с 9 до 21 часа.
18 марта, 2024
Нужна помощь в подборе электромобиля?
![](https://trauto.ru/wp-content/uploads/2024/03/zeekr-001-restajling-2024_color-5-optimized.png)
Оставьте заявку
и мы перезвоним вам в течении 15 минут
Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку
персональных данных.
Чтобы понять, от чего зависит запас хода электромобиля, предварительно рассмотрим принцип организации его движения. Перемещение любого электрокара основано на использовании электрической энергии, которая хранится в тяговых аккумуляторах. Она расходуется для питания электрических двигателей, обеспечивающих вращение колес. Все это происходит по такому принципу: Электроэнергия предварительно накапливается в литий-ионных или других типах аккумуляторов большой емкости, которые размещены […]
С ростом популярности электромобилей и гибридов все больше людей в России стремятся приобрести такие автомобили. Однако не все понимают, что часто за заманчивыми предложениями скрываются подводные камни. Рассмотрим основные риски, связанные с гарантийным обслуживанием электромобилей, и дадим несколько советов, как избежать неприятных сюрпризов. Гарантия и страхование: в чем разница? На первый взгляд, обещания продавцов кажутся […]
Запас хода электромобиля — величина переменная, и зависит от множества факторов. Одним из ключевых являются погодные условия. Электромобиль зимой тратит гораздо больше энергии на обогрев салона и собственных систем, из-за чего запас хода в некоторых случаях может сократиться вдвое. Запас хода зимой — что заявляют производители Но начать стоит с того, что заявленный производителем запас […]