Типы гибридов
Первые гибриды
На рубеже XIX и XX веков бельгиец Анри Пипер построил «вуатюретку» мощностью 3,5 лошадиные силы, в которой электрический мотор, он же генератор, помогал бензиновому двигателю втаскивать транспортное средство в гору. Наработки Пипера использовал в своем творении Фердинанд Порше, работавший тогда инженером на автозаводе Лонера в Вене. В 1900 году Порше сконструировал гибрид под названием Lohner-Porsche, у которого были бензиновый двигатель, работавший в качестве генератора, аккумуляторная батарея и четыре электромотора, по одному в каждом колесе. Автомобиль развивал скорость 60 км/ч и мог проехать до 40 км на электротяге.
Гибридный автомобиль Lohner-Porsche
Разработки транспортных средств на гибридном приводе велись по обе стороны Атлантики. Но конкурировать с куда более простыми и дешевыми автомобилями с ДВС они не могли. Интерес к гибридам проснулся с новой силой в конце 1970-х годов под влиянием энергетического кризиса, но полноценный серийный гибридный автомобиль рынок увидел только в 1997 году. Им стал Toyota Prius. А первым в мире серийным подзаряжаемым гибридом (PHEV — Plug-In Hybrid Electric Vehicle) стал китайский седан BYD F3DM. Он вышел в продажу в 2008 году.
BYD F3DM
Как устроен современный гибрид
Гибридные автомобили сочетают в себе технологии автомобилей с электрическим приводом (BEV) и ДВС. Эти автомобили оснащены высоковольтной литий-ионной тяговой батареей емкостью от 10 до 50 кВтч, обеспечивающей средний запас хода на электротяге от 50 до 200 км. Большую часть дальности хода обеспечивает двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине (хотя в истории были и дизельные гибриды). Он может приводить колеса напрямую и/или служить генератором электроэнергии, заряжая тяговую батарею, от которой, в свою очередь, питаются один или несколько электромоторов, приводящих машину в движение. При торможении или движении накатом электромотор гибрида переходит в режим рекуперации и заряжает батарею за счет преобразования кинетической энергии от вращения колес в электрическую. В зависимости от типа гибрида тяговая батарея заряжается либо только от ДВС и рекуперации, либо также имеет возможность подключения к внешнему источнику тока (зарядной станции или бытовой электросети).
8-ступенчатая АКПП подключаемых гибридов BMW
Отличия ДВС гибридов от обычных автомобилей
ДВС большинства гибридных автомобилей работают иначе, чем двигатели обычных машин. Вместо цикла Отто (классический четырехтактный двигатель изобретен немцем Николаусом Отто в 1876) в них используется цикл Аткинсона.
Английский инженер Джеймс Аткинсон модифицировал схему Отто, укоротив фазы впуска и сжатия. За счет этого двигатель Аткинсона работает эффективнее и потребляет меньше топлива. Но на низких и холостых оборотах двигатель Аткинсона работает неустойчиво, поэтому на обычных автомобилях эта технология распространения не получила. На гибридах же проблема решается благодаря электромотору, который не дает ДВС заглохнуть. Поэтому эффективный и экономичный цикл Аткинсона прижился на них как нельзя лучше.
Схема параллельного гибрида Porsche Panamera 4 E-Hybrid
Какие бывают гибриды
Существуют разные типы гибридов. Есть не требующие зарядки от электросети, а есть подключаемые гибриды (PHEV), батарея которых заряжается как от ДВС, так и от внешнего источника. Последние, в свою очередь, делятся на параллельные и последовательные гибриды. Разница между ними заключается в том, какую роль в них играет двигатель внутреннего сгорания – источника тяги или генератора.
Разновидности подключаемых гибридов (PHEV)
Параллельный гибрид
У параллельного гибрида электромотор и ДВС могут работать независимо друг от друга. В некоторых режимах движения специальная муфта отсоединяет ДВС от трансмиссии и машина может ехать на чистой электротяге. Такой гибридной силовой установкой оснащены например, Chery Tiggo 8 Pro e+, Skywell HT-i.
У некоторых параллельных гибридов одну ось приводит ДВС, а другую — электромотор. При этом прямой механической связи между ними нет. У таких машин электромотор может работать в режиме генератора, заряжая батарею при торможении или движении за счет ДВС. По такой схеме сделаны, например, параллельные гибриды Volvo XC90 Recharge и BMW X1 xDrive25e.
Схема гибридного привода Volvo Twin Engine
Последовательный гибрид
В последовательном гибриде ДВС не имеет механической связи с колесами автомобиля и используется исключительно как генератор, от которого питается электромотор, приводящий колеса. То есть простыми словами – это электромобиль с увеличенным запасом хода (EREV или Extended Range Electric Vehicle). ДВС постоянно подзаряжает батарею, позволяя увеличить дальность хода. Обороты ДВС в таком режиме работы держатся в оптимальном с точки зрения производительности диапазоне, что снижает расход топлива по сравнению с традиционными автомобилями. Одними из самых популярных и продаваемых последовательных гибридов в России остаются китайские кроссоверы Li L7, L8, L9 и Voyah Free EVR, минивэн Voyah Dream PHEV.
Li L7
Гибриды, не требующие подзарядки от электросети
Параллельно-последовательный гибрид
У параллельно-последовательного гибрида ДВС и электромотор могут работать одновременно. В движении планетарная трансмиссия постоянно плавно и бесступенчато регулирует подачу крутящего момента на колеса от бензинового и электрического двигателей. Электромотор разгоняет машину, а ДВС поддерживает постоянную скорость. А когда гибрид тормозит, электромотор заряжает батарею в режиме рекуперации. У некоторых таких гибридов задний ход возможен только на электротяге. Самая известная модель параллельно-последовательного гибрида — Toyota Prius. Отметим, что японская компания уже выпустила и заряжаемую версию легендарного прародителя породы гибридных автомобилей — Prius Prime.
Toyota Prius HEV
Мягкий гибрид или MHEV (Mild Hybrid Electric Vehicle)
Многие современные автомобили с ДВС вместо стартера и генератора оснащены дополнительным аккумулятором и небольшим электродвигателем. Он заменяет собой и стартер, и генератор. Помимо запуска ДВС, этот электромотор выполняет вспомогательную функцию при разгоне и позволяет ненадолго отключать ДВС для экономии топлива при движении накатом. При торможении он переходит в режим рекуперации и заряжает аккумулятор. Наличие электромотора позволяет использовать ДВС меньшего объема и мощности, не жертвуя динамическими характеристиками. «Мягкие» гибридные модификации сейчас есть практически у всех крупных автомобильных брендов.
Устройство мягкого 48-вольтового гибрида Audi
Топ-3 гибридных кроссовера в продаже в 2024
Li L9
Габариты (Д/Ш/В): 5218/1998/1800 мм
Мощность: 449 л.с.
Вместимость: 6 чел.
Запас хода: 1315 км (CLTC)
Флагманская модель компании Li Auto (LiXiang), специализирующейся на гибридных автомобилях премиального сегмента. Li L9 – шестиместный кроссовер с гибридной силовой установкой последовательного типа, включающей два электромотора и 1,5-литровый бензиновый генератор.
Изюминка машины – возможность трансформировать салон в двуспальную кровать. Кроме того, у кроссовера есть внешний разъем 3,5 кВт для подключения электроприборов – например, электрогриля или походного душа. Это позволяет использовать Li L9 для комфортного отдыха на природе.
Купить электромобиль Ли 9 в России можно в топовой комплектации, включающей в себя все, что только можно себе представить – от пневмоподвески, панорамной крыши и сидений с подогревом, вентиляцией и массажем до систем автономного вождения и автоматической парковки. За доплату можно установить выдвижные пороги-подножки.
BYD Yangwang U8
Габариты (Д/Ш/В): 5319/2050/1930 мм
Мощность: 1197 л.с.
Вместимость: 5 чел.
Запас хода: 1000 км (CLTC)
Экстремальный покоритель бездорожья от крупнейшего китайского автомобильного концерна. Гибридный BYD Yangwang U8 оборудован бензиновым мотором-генератором и четырьмя электродвигателями – по одному на каждое колесо. Независимое электронное управление двигателями позволяет мгновенно перераспределять крутящий момент между колесами. Это помогает на бездорожье и на скользкой дороге, а также позволяет не потерять управление из-за внезапно лопнувшей шины. Кроме того, китайская машина умеет совершать танковый разворот – кружиться на месте за счет вращения колес в разные стороны.
Гибридный внедорожник BYD Yangwang U8 обладает и еще одной уникальной особенностью. Он умеет плавать. Если автомобиль попадает в слишком глубокий брод, он автоматически активирует режим амфибии, в котором может плыть со скоростью 3 км/ч и совершать повороты и развороты.
Внушительные возможности сочетаются в Yangwang U8 с премиальными отделкой и оснащением. В стандартное оснащение входят регулируемая пневмоподвеска с изменяемым дорожным просветом, несколько экранов, аудиосистема с 22 динамиками и комплекс интеллектуального вождения с лидаром, радарами и видеокамерами кругового обзора.
Polar Stone 01 / Polestones 01 / Jishi 01
Габариты (Д/Ш/В): 5050 (5295) /1980/1869 мм
Мощность: 476 л.с.
Вместимость: 6 (7) чел.
Запас хода: 1338 км (CLTC)
Дебютный полноразмерный внедорожник от молодой компании Polestones Automobile. Помимо проходимости и внушительного запаса хода Polestones 01 интересен решениями, повышающими комфортность и практичность автомобиля в диких условиях. В частности, в багажную дверь встроена походная кухня, а вокруг автомобиля можно растянуть широкий навес для комфортного отдыха на природе.
Заказать Jishi 01 можно в 6- или 7-местном исполнении. В 7-местной версии можно сложить второй и третий ряды сидений и получить просторную двуспальную кровать размером 2 м x 1,5 м.
В движение машину приводят два электромотора и 1,5 л бензиновый генератор, аналогичный тому, что используется на Li L9. Polestones 01 доступен с одним из двух вариантов систем автономного вождения. В базовой есть шесть камер, пять радаров миллиметрового диапазона и 12 ультразвуковых датчиков. В продвинутом варианте к этому добавляется еще шесть камер и три лидара, а также более мощные чипы обработки данных.
Если вы хотите купить гибрид-автомобиль с настоящей гарантией, менеджеры EVCARS помогут сделать правильный выбор и расскажут обо всех рисках и нюансах приобретения и эксплуатации.
Мы предлагаем автомобили ведущих китайских брендов в наличии и под заказ:
Li Auto L9 | Zeekr 001 | Zeekr 007 |
Li L8 | Zeekr 009 | BYD Yangwang U8 |
Li L7 | Zeekr X | Lotus Eletre |
HiPhi Z | IM L7 | Avatr 12 |
HiPhi Y | IM LS7 | AITO M5 |
HiPhi X | IM LS6 | AITO M7 |
Polar Stone 01 | Avatr 11 | AITO M9 |
Ждем вас в автосалоне EVCARS на Новой Риге ежедневно с 9:00 до 21:00.
Автосалон EVCARS
23 января, 2024
Нужна помощь в подборе электромобиля?
Оставьте заявку
и мы перезвоним вам в течении 15 минут
Нажимая «Отправить заявку»,
Вы даете согласие на обработку
персональных данных.
Компания Xiaomi наконец-то представила и стала продавать свой электромобиль. Модель SU7 — первый электрокар китайского бренда, который еще до релиза […]
При рассмотрении характеристик экологичного транспорта многих покупателей интересует мощность электромобиля. Однако, в отличие от традиционных машин, у «электричек» есть свои […]
С развитием технологий электромобильного транспорта электрические заправочные станции (ЭЗС) становятся все более распространенными, и понимание того, как правильно выбрать зарядный […]